Методика организации интегрированных уроков литературы и истории в 11 классе средней школы

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Методика организации интегрированных уроков литературы и истории в 11 классе средней школы

Страница 1

Взаимосвязанное изучение ряда предметов, межпредметные связи, привлекая пристальное внимание учителей, методистов, ученых, все же никак не могут прочно и навсегда обосноваться в школе. Учителю порой не хватает умения выделить в многообразии изучаемых предметов то общее, что можно взять за основу.

Учителю-словеснику, готовящемуся проводить интегрированный урок, нужно учитывать, что интеграция – это не просто сложение, а взаимопроникновение двух или более предметов. И поэтому на одном уроке не могут быть представлены в равной степени, например, литература и история, литература и музыка. Одному из них надо потесниться, вобрав в себя второй, и, осветившись им, по-новому раскрыть себя. В противном случае польза от интегрирования сомнительная, а вред (хотя бы в виде перегрузки) явный.

Отличие интегрированного урока литературы, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нем рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают многоплановые проблемы общественной жизни, информация о сущности которых содержится в различных учебных пособиях по истории и литературе. Традиционный путь интеграции выведен следующий: содержание учебного литературного материала + опора на ранее изученное + межпредметные связи (история) = единство, взаимопроникновение двух учебных дисциплин.

Проще всего установить связи литературы и русского языка и по сути этих предметов, и по тому, что их ведет один учитель. Литература – искусство слова, и без основательного и тонкого знания и понимания языка она не раскрывается перед читателем во всей красоте и силе, это общеизвестно. С другой стороны, очевидна связь преподавания литературы с другими видами искусства, в первую очередь, живописью, графикой, музыкой. Это тоже давняя традиция школьной практики изучения литературы, получившая освещение в методических работах. С произведениями искусства ученики старших классов знакомятся и на уроках истории. Курс истории, как известно, не только историю России XX века, но и всеобщую историю, тогда как в курсе литературы изучаются произведения русской средневековой литературы, XVIII, XIX, XX веков. Желаемая синхронность изучения достигается редко, главным образом в 11 классе. Однако интегрированные связи могут осуществляться и тогда, когда курсы далеки по изучаемым эпохам.

Гуманитарные предметы, особенно историю, литературу, обществознание, объединяют общие задачи нравственного, эстетического и общественно-политического воспитания.

Говоря об интегративных связях литературы и истории, следует иметь в виду, что характер познавательной деятельности на уроках истории и литературы не один и тот же. Осваивая литературу в ее связях с историей, учащиеся могут сделать серьезные выводы: об исторической обусловленности литературного процесса, об органичной связи писателей со своим временем, о громадной роли литературы в жизни общества. Подводя учащихся к этим выводам, учитель предостерегает их от упрощенных и прямолинейных решений сложных вопросов, потому что нельзя принижать деятельность писателя, превращая его творчество в некое автоматически возникшее следствие исторических процессов.

Интеграция как способ организации урока литературы направляет учительство страны на решение задачи выработать у учащихся специальные умения в ходе проведения интегрированных уроков литературы и истории, в основе которых лежат методы научного исследования общественно-исторических и литературных факторов и закономерностей. В программе по литературе указаны, в частности, следующие специальные умения: различать роды и жанры произведений; выделять основные эпизоды в изучаемом произведении; определять роль и место героя в системе действующих лиц и обусловленность его характера окружающей средой и обстоятельствами; определять идейно-художественную роль элементов композиции, сюжета, выразительных средств в их единстве; сопоставлять героев, проблематику нескольких произведений с целью выяснения многообразия стилей и жанров литературы; проводить анализ самостоятельно прочитанных произведений.

Даже немногие из указанных специальных умений говорят об их зависимости от специфики предмета изучения – литературы и истории, а также о том общем, что их объединяет: основательное изучение фактов (литературное произведение и историческое событие), их всесторонний анализ, эстетического и общественно-политического характера; умение ввести эти факты в систему имеющихся знаний (исторических, теоретико-литературных, историко-литературных) соответствующим усвоением научной терминологии; умение применять эти знания на практике: самостоятельный анализ новых факторов и явлений на занятиях по истории и в анализе художественных произведений на занятиях по литературе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Технологический процесс обработки данных
Известно два основных подхода к построению модели технологического процесса обработки данных (ТПОД): Модели ТПОД, ориентированные на события; Модели ТПОД, ориентированные на процессы. В курсовом проекте используется второй подход к построе ...

Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
В этом параграфе нами предпринята попытка рассмотреть показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного творчества и выделить критерии и оценки детского творчества. С пониманием сущности детского изобразительного т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru