Анализ результатов исследований по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции

Страница 2

ФН – фонетическое недоразвитие

ФФН – фонетико-фонетическое недоразвитие

ОНР – общее недоразвитие речи.

Как указывает Р.Е. Левина, нарушение речевых кинестезий при морфологических и двигательных поражениях органов речи оказывает влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это приводит к тому, что у детей со стертой дизартрией имеется недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как не различение неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс "подлаживания" собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента дошкольники с фонетическим недоразвитием речи (2 человека) показали высокий уровень сформированности моторных функций и фонематического слуха. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (19 человек) показали достаточный уровень сформированности моторных функций и фонематического слуха. Остальные участники эксперимента – дети с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (3 человека) показали значительные нарушения разной степени выраженности.

Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что дизартрия представляет собой неоднородное нарушение речи. Степень проявления и симптомокомплекс расстройств при дизартрии определяются характером нарушений как моторных, так и сенсорных звеньев процесса овладения звуковой стороны речи, соотношением этих нарушений. Исследованием установлено, что уровень нарушений звукопроизношения у детей обусловлен различным соотношением уровней несформированности сенсорных и моторных функций, что позволяет охарактеризовать различную структуру дефекта.

Установление различной структуры дефекта при дизартрии в зависимости от преобладания моторных или сенсорных компонентов явилось важным фактором в реализации дифференцированного подхода в процессе логопедической работы с этой категорией детей. С учетом данных полученных в процессе исследования, было определено содержание коррекционной работы.

С целью определения эффективности методики коррекционной работы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции, нами проведен сравнительный анализ выполнения заданий детьми экспериментальной и контрольной групп, который осуществлялся по итогам проверок на начальном и конечном этапах экспериментального обучения. Каждая группа состояла из 12 дошкольников с дизартрией, посещавших образовательное учреждение – "Центр развития ребенка – детский сад №60" города Раменское, Московской области. Контрольная группа дошкольников занималась по традиционным методикам автоматизации и дифференциации звуков речи. Занятия с экспериментальной группой проводились с учетом данных психолого-педагогического исследования, разработанных методических рекомендаций, способствующих компенсации и коррекции моторных и речевых функций. Методика разработана Е.Ф. Архиповой .

В процессе обучающего эксперимента решалась основная задача – проверить эффективность предложенной системы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции у детей дошкольного возраста с дизартрией.

В процессе обучающего эксперимента работа осуществлялась комплексно и системно. На каждом логопедическом занятии определялся комплекс задач как по формированию психофизиологических механизмов, обеспечивающих нормальную реализацию звуковой стороны речи детей, так и по воспитанию и закреплению у них правильных речевых навыков. Основное внимание в коррекционно-логопедическом процессе уделялось стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук, для усиления афферентных ощущений тактильно-кинестетической модальности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Профилактика педагогической запущенности учащихся
Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Психолого-педагогическая коррекция — это совокупность спе ...

Возможности школы для взрослого населения села
Как показало проводимое социологическое исследование по Красноярскому краю, школа является площадкой развития не только детского населения любого села, но и центром развития, обогащения взрослого населения. А также для сельского социума шк ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru