Мы постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе – сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада, школы, института – знакомые, малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда. Отделить свою жизнь от жизни других людей, от жизни общества невозможно. Мы живём в нём, им и для него.
Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении появляется сущность личности, особенности её характера, темперамента, её потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждениях человека, его мыслях и чувствах.
Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Этическое образование есть процесс погружения ребёнка в культуру общества, приобщение к миру нравственности как основе формирования личности. Главная стратегическая задача – воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах. Что такое хорошо и что такое плохо, но и способного к действию и поступку.
Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных.. основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т.д.
Нельзя не сказать и ещё и об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно-техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические - демократизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке).
Сегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Причём если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объёме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.
Воспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Как показывает практика, в современном обществе организация нравственного и этического воспитания находится на низком уровне. Работа по формированию культуры поведения и общения в дошкольных учреждениях ведётся хаотично, отсутствует система планирования по данной проблеме. Педагоги находятся на пути поиска эффективных методов и приёмов в формировании культуры поведения у дошкольников. Наиболее удачным и эффективным способом организации нравственного воспитания является метод проекта.
Наличие удачных и не очень удачных аспектов в решении вопросов нравственного воспитания дошкольников именно методом проекта – свидетельство актуальности этой проблемы.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью нравственного воспитания дошкольников посредством метода проекта и недостаточной экспериментальной и методической разработанностью данного вопроса.
Значимость проблемы и недостаточная её разработанность обусловили выбор темы дипломной работы: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности».
Дипломная работа имеет важную проблему, которая формулируется следующим образом: является ли эффективным метод группового ролево-игрового проектирования в формировании навыков культуры общения.
Объект исследования: нравственное воспитание дошкольника.
Предмет исследования: групповой ролево-игровой метод проекта, как эффективное средство формирования навыков культуры общения у старших дошкольников.
Гипотеза – формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении определённых педагогических условий:
- создание окружающей среды в группе и дома;
- наличие педагогического такта;
- организация воспитательно-образовательного процесса;
- обогащение словаря речевыми оборотами, соответствующими культуре общения;
- включение детей во все виды деятельности;
- интеграция знаний и умений детей в социальное окружение.
Цель исследования: разработка группового ролево-игрового проекта по ознакомлению старших дошкольников с навыками культурного общения.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;
2. выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;
3. выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;
4. разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;
5. определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.
Значимость исследования. В ходе работы были изучены поза, мимика, жесты, интонация, а также вежливые слова, правила поведения старших дошкольников и доказала возможность ознакомления с навыками культурного общения. Разработан проект ознакомления с навыками культурного общения, которые могут быть использованы в практике детского сада.
Новое о педагогике:
Роль
образования в развитии российского общества
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в си ...
Формы индивидуализации обучения
Учебный процесс в общеобразовательной школе обеспечен рядом дидактических форм, методов и средств. Организационно осуществить индивидуализацию учебной работы можно, используя на практике различные формы индивидуализации. Гладких В.И. выдел ...