Сущность дисциплинированности и культуры поведения

Страница 2

При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Добавим также, что положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны лишь в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.

Нравственные чувства отражают общественную мораль. Правила, требования, мотивы поступков, базирующиеся на нравственных поступках, в основном понятны дошкольнику, поскольку с первых лет жизни связи его с окружающим достаточно разнообразны. Поэтому, с полным правом можно говорить об особой роли чувств в воспитании ребёнка вообще и культуры поведения в частности.

Закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребёнка, как к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. Этот мотив достаточно силён и значим в глазах ребёнка, потому что чувства дошкольников отличаются особенно яркой эмоциональной окраской, непосредственностью и искренностью.

В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания всё же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также подвижность средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестаёт быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений к окружающим, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь служит основой для оценки динамики развития ребёнка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.

Чтобы лучше узнать ребёнка, педагогу необходимы сведения о его поведении дома. Поэтому до начала учебного года следует обязательно посетить семьи тех детей, которые должны впервые прийти в детский сад. Это даст возможность познакомиться с членами семьи, выявить условия жизни. Особенности и традиции воспитания, пообщаться с ним в привычной для ребёнка обстановке.

Особого внимания воспитателя требует организация быта, повседневной жизни детей. С одной стороны, многие элементы быта повторяются изо дня в день, что составляет благоприятную основу для успешного формирования навыков культуры поведения, но с другой – в быту ребёнок в большей степени предоставлен себе. А в результате именно в повседневной жизни особенно наглядно можно видеть, насколько общественные нормы поведения усвоены ребёнком, насколько они стали его потребностью.

По мере закрепления соответствующих навыков «сфера самостоятельности» детей постепенно расширяется. Время от времени воспитатель должен специально варьировать обстановку, в которой дети едят, моют руки, здороваются и т.д. Очень важен стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада, оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.

Таким образом, важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребёнка навыки культуры поведения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность, собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Игра как средство развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать св ...

Приоритеты образовательной политики
Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru