Кот Леопольд прислал вам задание. Выполнив его, можно ответить, каким нужно стремиться стать, чтобы вас считали культурным человеком? Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
…Коля радовался весеннему солнцу, тёплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла. и нет луж. Можно скакать по площадке. Где бы взять прутик для игры? Коля огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нём набухли, вот-вот на нём появятся зелёные листочки. Коля подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Коля недовольно махнул рукой на деревце и пошёл играть к ребятам.
…Миша вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту? – подумал Миша. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о доброте мальчика…
Детям предлагают придумать игровую ситуацию, в которой действуют Кот – учитель, мыши – ученики. Роли выбирают 3 участника по желанию, обыгрывают одну ситуацию, затем меняются ролями в другой ситуации. Остальные дети –жюри решают, какая из мышей первой правильно разрешит ситуацию.
Культурный человек всегда старается выглядеть аккуратно, для этого в сумке или портфеле он носит с собой необходимые вещи. Отгадайте загадки об этих вещах.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало) К. Чуковский.
Хожу – брожу не по лесам, Себя он раскрывает,
А по усам, по волосам, Тебя он закрывает.
И зубы у меня длинней, Только дождичек пройдёт –
Чем у волков и медведей. Сделает наоборот.
(Расчёска) К. Чуковский. (Зонт).
Маленького роста я, Стучат, стучат –
Тонкая и острая. Не велят скучать.
Носом путь себе ищу, Идут, идут.
За собою хвост тащу. И все тут как тут.
(Иголка с ниткой) (Часы).
Для чего нужны нам эти вещи?
Кого мы называем культурным человеком?
Посмотрите на картинки и скажите, кого бы вы назвали культурным человеком и почему?
Детям показывают иллюстрации из книг, открытки, репродукции художественных произведений с изображением различных поведенческих ситуаций.
Домашнее задание. Нарисовать ту сцену из мультфильма, которая больше всего запомнилась, или придумать свою сцену с героями мультфильма «Кот Леопольд и мыши».
Консультация для родителей на тему «Воспитание навыков культуры поведения и общения» в старшей группе МДОУ ЦР № 79 «Алиса»
Провела: Кошелева Т.Ю.
Обучение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками. С воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Каковы же пути и средства воспитания у детей культуры общения?
В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.
По мере взросления ребёнка, расширяется и круг правил, усваивая которые он конкретизирует свои знания. Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: как вести себя на занятиях; как вести себя на улице, в транспорте; как вести себя во время разговора с взрослыми и сверстниками; правила вежливости и т.д. Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребёнок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры.
Четырёхлетнему ребёнку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность друг другу.
- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори чётко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.
Эти же требования для ребёнка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-то разговаривает, как ты поступишь?»
Новое о педагогике:
Причины возникновения социальной и педагогической запущенности
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе н ...
Возможности
изучения философской науки в условиях университета
В последнее время в белорусском интеллектуальном пространстве идет обсуждение возможных стратегий и методологий изучения философской традиции, предполагающее как использование традиционного историко-философского инструментария, так и поиск ...