Анализируя свою работу и учебную деятельность учащихся начальных классов, я пришла к выводу, что мы, учителя, стараемся минимизировать общение и сотрудничество детей друг с другом. Мы рассаживаем детей за парты, запрещаем на уроках разговаривать друг с другом, взаимопомощь на уроке называем подсказкой. Получается, что в процессе учения, их ведущем виде деятельности в этот период жизни, дети лишены общения со сверстниками, существенного фактора нормального развития. Отношение «ученик – учитель» реально существует, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками встречаются крайне редко. Дети учатся рядом, но не вместе, не сотрудничают друг с другом.
Каким же должно быть учебное сотрудничество учителя с классом, готовящее ребёнка к активной позиции учащегося? Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения в начальной школе. Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю не просто объяснять его, а давать возможность детям самим открывать новые знания. Кроме того, при таком способе организации обучения появляется возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки у учащихся всего класса при минимальной затрате времени учителя. Я поняла, что, при изначально невысоком уровне учебной мотивации (приложение), именно коллективный способ обучения может стать ключом к формированию учебно-познавательной компетенции моих учеников.
Таким образом, я вычленила противоречия:
между невысокой учебной мотивацией и необходимостью формировать учебно-познавательную компетенцию учащихся начальной школы в соответствии с социальным заказом;
между естественным стремлением моих учеников к общению и традиционной системой проведения урока.
учебный познавательный компетенция школьник
Новое о педагогике:
Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного
возраста
В этом параграфе нами предпринята попытка рассмотреть показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного творчества и выделить критерии и оценки детского творчества. С пониманием сущности детского изобразительного т ...
Дидактические принципы
Для более эффективного развития учащихся и успешного усвоения ими материала, необходимо определенно организованное обучение. Соблюдая принцип создания рабочего поля, необходимо придерживаться дидактических принципов обучения. Учет возрастн ...