Самостоятельная работа учеников на уроках проводится по специальному заданию. От цели, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организовывая самостоятельную работу, учитель ставит разную цель учебы, развития и воспитания учеников. Цель и соответствующие к ней задания взаимосвязаны. Это можно показать на примере любого задания, в частности такого: “Выучите отношение растворов солей – нитрата свинца, нитрата меди, нитрата цинка к металлам – цинка, меди, свинца. Отметьте, во-первых, подобие и отличие солей за отношением к каждому металлу, и во-вторых, подобие и отличие металлов за отношением к каждой соли. Объясните причину отличий”.
Во время выполнения этой работы ученики в результате наблюдения и анализа явлений добывают новые знания о реакциях между металлами и солями, об электрохимическом ряде напряжений металлов, глубже вникают в суть окислительно-восстановительных процессов, повторяют состав и диссоциацию солей, понятие “элемент и простое вещество”, строение атомов и ионов металлов, их окислительно-восстановительные свойства, збагачують представление о реакциях замещения.
Проводя опыты, ученики совершенствуют умение обращаться с реактивами и химической посудой, фиксировать признаки реакций. Одновременно развивается их логическое мышление. Ведь чтобы выполнить это задание, ученики активно сравнивают, анализируют, обобщают и абстрагируют – устанавливают закономерности поведения металлов в присутствии ионов других металлов. Выполнение этого задания в известной мере способствует формированию диалектического мышления, поскольку дает возможность ученикам обратить внимание на явление и его суть, обнаружить фактическую противоречивость природы элемента, который соединяет в себе функции окислителя и восстановителя, найти причину и следствие и т.д.
Кроме того, углубляется познавательный интерес, укрепляются умения, например, умение планировать работу, распределять время и внимание при проведении сравнительных наблюдений за реакциями, оценивать результаты своей работы.
Самостоятельная работа учеников всегда имеет полную дидактичную направленность. Основной ее дидактичной целью на уроке является изучение нового материала, совершенствование приобретенных знаний и умений, проверка результатов учебы. По большей части одна и та же работа дает возможность одновременно развязать несколько заданий. Например, когда ученики самостоятельно прорабатывают новый материал, читая учебник или выполняя лабораторный опыт, то вместе с восприятием новых знаний они совершенствуют имеющиеся знания, проверяют результаты своей работы, а в ряде случаев эту проверку осуществляет учитель.
В методике учебы химии в основу классификации самостоятельных работ возлагаются такие признаки:
дидактичная цель;
тип познавательной деятельности;
форма организации учебной работы учеников на уроке;
источники знаний (средства работы).
Относительно уроков химии в схеме 1 показаны разнообразие и взаимосвязь всех видов самостоятельных работ, которые отличаются по этим признакам.
Схема 1. Классификация самостоятельных работ учеников что используются на уроках химии.
Как видно из схемы 1 самостоятельные работы реализуют такие главные дидактичные цели: способствуют изучению нового материала, закреплению и совершенствованию знаний и умений, проверке результатов учебы. Потому за дидактичной целью все виды самостоятельных работ можно разделить на три группы:
изучение нового материала;
закрепление и совершенствование знаний и умений учеников;
проверки знаний и умений учеников.
Приобретение новых знаний и овладения самостоятельной работы осуществляется на основе многообразных источников знаний. По источникам знаний самостоятельные работы на уроках химии разделяются на такие виды:
работа с учебной книгой:
а) обязательными учебными пособиями: учебником, сборником задач и упражнений из химии для средней школы;
б) дополнительной литературой: дидактичными пособиями, книгами для чтения, справочниками по химии для учеников, энциклопедическим словарем юного химика, словарем химических сроков, науковою-популярною литературой;
ученический химический експеримент6
а) по форме организации: лабораторные опыты (фронтальные, групповые, индивидуальные); практические занятия; мнимый эксперимент;
Новое о педагогике:
Структура педагогического процесса
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Кузьмина Н.В.): Цель обучения (для чего учить); Содержание учебной информации (чему учить); Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации; Преподаватель; Уч ...
Воспитательный отряд В.П. Крапивина «Каравелла»
Владислав Петрович Крапивин – это замечательный детский писатель. Писательское своеобразие В.Крапивина основывается не только на литературных традициях, но на его жизнедеятельности в целом. Истоки его находятся в детстве писателя. Он рос в ...