Прежде чем приступить к формированию читательской компетенции, необходимо:
продиагностировать круг читательских интересов учащихся 6 и 9 классов, тем самым определив круг интересов, эстетических предпочтений современного школьника;
проанализировать первичное восприятие литературного произведения, тем самым определив:
является понимание текста поверхностным или осознанным, глубоким;
видят ли учащиеся тему и идею произведения, а также умеют ли правильно их формулировать?
В 2011 году, будучи студенткой III курса, я проходила практику в школе №45 Приокского района. Уклон этой школы – математический и музыкальный. В 9 «В» классе для выявления читательских интересов и предпочтений учащихся я предложила заполнить анкету «Круг чтения». Всего в классе 18 человек, работу писали 14 (заполненные учениками анкеты приложены).
Анкета «Круг чтения»
Как часто вы читаете?
А) ежедневно;
Б) 2-3 часа в неделю;
В) гораздо реже.
Чем для вас является книга?
А) источник духовного познания;
Б) источник эстетического наслаждения;
В) средство для подъема образовательного уровня.
Как вы оцениваете собственное чтение?
А) читаю много;
Б) читаю мало, но достаточно для себя;
В) читаю много, но хотелось бы больше;
Г) читаю мало.
Что предпочитаете читать?
А) русскую классику;
Б) современную русскую литературу;
В) зарубежную классику;
Г) современную зарубежную литературу.
От кого узнаете о новых книгах?
А) от учителей;
Б) от родителей;
В) от библиотекаря;
Г) от знакомых, друзей;
Д) из прессы.
Какое произведение вы недавно прочитали?
В сущности, вопросы анкеты характеризуют компоненты читательской компетентности, что мы и покажем в процессе анализа.
Анализ
Время, отведенное на чтение – один из важных показателей читательской компетентности. 7 человек читают гораздо реже 2-3 часов в неделю, 4 человека читают 2-3 часа в неделю и всего 3 человека – ежедневно. Это крайне низкие показатели читательской компетентности у девятиклассников. Половина класса читают реже 2-3 часов в неделю, то есть вполне вероятно, что не читают совсем. Такая ситуация типична для современных школьников. Совсем немного читают 4 человека, и только 3 человека из 14 читают ежедневно. Из 14 человек 7 практически не читают. В таком случае не приходится говорить об уровне чтения школьниками (поверхностном или более глубоком, осмысленном). Крайне низкая читательская компетентность – это большая проблема современности и вместе с тем первостепенная задача для методистов.
Другой показатель читательской компетентности – цель чтения. В основном школьники читают для подъема своего образовательного уровня (7 человек). 1 человек выбрал все три варианта ответа (источник духовного познания, источник эстетического наслаждения, средство для подъема образовательного уровня). Книга – источник эстетического наслаждения только для 2 человек; источник духовного познания – для 2-х человек. Художественная литература перестала быть источником эстетического наслаждения или источником духовного познания. А именно эти два фактора должны стать первостепенными при формировании и развитии у школьников читательской компетенции. Безусловно, чтение – это не только творчество, но и работа. Образовательный уровень повышается, когда чтение становится осознанным, межстрочным, когда ученик хорошо ориентируется в материале. Но если на приоритетное место встает повышение образовательного уровня, никакое полноценное художественное развитие происходить не будет.
Новое о педагогике:
Особенности звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими
расстройствами
Нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах имеют свой специфический механизм. Выраженные нарушения звукопроизношения при минимальных дизартрических расстройствах с трудом поддаются коррекции и отрицательно вли ...
Необходимость трудового обучения в основной и старшей школе
На уроках технологии учащиеся могут себя проявить и выразить, самоутвердиться именно как личность. У них возрождается познавательный интерес, проявляется самостоятельность и уверенность в своих силах, исчезает робость перед новыми видами д ...