На вопрос, какие чувства у вас вызвали герои романа - Онегин, Татьяна, Ольга и Ленский, все ученики ответили по-разному. Герои у многих вызвали одновременно противоречивые чувства. Татьяна для всех – носитель мечтательности, наивности, нежности и скромности. А вот Евгения Кирилл Кириллов считает «задиристым» человеком, Дима Гаврилин – «очень разумным». У Полины Мешалкиной и Татьяна, и Евгений вызвали восхищение в начале романа, а в конце - чувство жалости; Ольга и Ленский – только чувство жалости. У Володи Бирюкова герои не вызвали вообще никаких чувств. Для нескольких человек Евгений – «уставший», «утомленный жизнью», он «ходит на балы, приемы». Про Ольгу и Ленского многие совсем ничего не написали. По традиции, главными героями романа в стихах считают Татьяну Ларину и Евгения Онегина, поэтому другим персонажам должного внимания школьники не уделили, и это довольно распространенная ошибка при анализе произведений. Как известно, герои бывают главными, второстепенными и эпизодическими. Основное внимание при поверхностном изучении книг уделяют только главным персонажам, о второстепенных, а тем более эпизодических упоминается крайне редко, хотя и второстепенные, и эпизодические герои играют сюжетообразующую и композиционно важную роль. Судя по ответам, ученики не могут следить одновременно за несколькими линиями героев, находить точки их соприкосновения или проводить параллели.
На вопрос, какой эпизод в романе понравился и запомнился больше всего, ребята ответили по-разному. Дима Гаврилин, Полина Мешалкина и Вова Бирюков были удивлены дуэлью. Полина отмечает, что не было никакой серьезной причины для дуэли. Мальчики не комментируют, почему их удивил именно этот эпизод. Возможно, это вызвано, во первых, тем, что дуэль произошла неожиданно для читателей, а во-вторых тем, что Онегин и Ленский были друзьями. Некоторых удивило также то, что Онегин в конце приезжает к Татьяне в Петербург. Кириллу Кириллову запомнилось, как Евгений проклинал своего дядю. А Насте Павловой показалось необычным, что такие разные люди – Онегин и Ленский – сошлись и подружились. Те, кто не читал роман, написали цитату:
Зима! Крестьянин, торжествуя…
(этот отрывок девятиклассникам было задано выучить наизусть).
Ученикам предлагалось порассуждать, каково, на их взгляд, отношение автора к герою. Такой вопрос довольно распространен в литературной практике, поэтому он не был неожиданным для школьников. Многие написали, что Пушкин любит Онегина как свое дитя. Кирилл Кириллов отметил, что в основном отношение к герою хорошее, но местами автор все же упрекает Евгения. Те, кто не читал роман, выписали из книги, сколько лет создавалось произведение. Следует отметить, что все ответы школьников необоснованны, они никак не комментируются и формулируются общими словами и выражениями. Как уже отмечалось выше, многими текст был не прочитан, поэтому сделать конкретные выводы проблематично.
При ответе на вопрос, каким вы представляете себе Евгения, кто-то описывал его личностные качества, а кто-то – его портрет. Несколько школьников написали одну и ту же характеристику: «у него есть бакенбарды, среднего телосложения, коротко стриженный, рост 185 см». Полине Мешалкиной он видится «невысоким, голубоглазым блондином в простой деревенской одежде, с круглым лицом и вечной улыбкой». И только два человека обратили внимание Онегина как на светского денди. Ответы на этот вопрос свидетельствуют о том, что, вероятнее всего, роман читался невнимательно, без обращения внимания на портрет и характеристики героев.
Новое о педагогике:
Содержание экспериментальной программы по физической культуре
для студентов-двигателистов
Показателем обучения является привитие мотивации и потребности к здоровому и активному образу жизни, приобретению самостоятельного опыта использования средств и методов физической культуры, физическому самосовершенствованию, повышению уров ...
Особенности развития творческих способностей в процессе организации
кружковых занятий по вышивке
Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода на материал? Как убедить своих воспи ...