Урок заканчивается, учащиеся выходят из класса. Они уже знают, что на дом идет лист опорных сигналов, а именно его воспроизведение + повторить признаки равенства треугольников.
Тема. Простейшие свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников.
Цели урока:
Закрепить понятия треугольник, виды треугольников.
Повторить признаки равенства обычных треугольников.
Рассмотреть признаки равенства прямоугольных треугольников и показать их применение в процессе решения задач.
Ход урока:
1. Повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы.
2. Введение нового материала.
3. Закрепление нового материала на примере задач.
Оборудование урока:
Доска, цветные мелки, лист опорных сигналов.
Ход урока.
Лист опорных сигналов выглядит следующим образом:
Рис. 5
Условные обозначения: КК – по двум катетам, КПУ – по катету и прилежащему к нему углу, ГОУ – по гипотенузе и острому углу, КГ – по катету и гипотенузе.
Этап урока |
Действие учителя |
Доска |
Действия учащихся |
Орг. момент 1 мин Актуазация знаний 1 мин Введение нового материала 25 мин Актуализация знаний 7 мин Закрепление полученных знаний 11 мин |
Здравствуйте дети! Сегодня на уроке мы с вами поподробнее остановимся на прямоугольных треугольниках, рассмотрим, какими свойствами они обладают, и сравним признаки их равенства с признаками равенства произвольных треугольников. Но прежде повторим с вами, какие виды треугольников мы с вами уже знаем? Сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла, называется гипотенузой, а две другие – катетами. Рассмотрим свойства прямоугольных треугольников, которые устанавливаются с помощью теоремы о сумме углов треугольника. Скажите, пожалуйста, если сумма углов треугольника равна 180 Правильно, только что мы с вами узнали одно из свойств прямоугольного треугольника. А если сумма острых углов равна 90 А как называется сторона лежащая против угла в 90 Что про нее можно сказать? Хорошо. Теперь познакомимся еще с одним свойством. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30 Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30 Хорошо. Ранее мы с вами изучали признаки равенства треугольников. Какие два треугольника называются равными? Теперь повторим признаки равенства треугольников. 1-ый признак равенства? 2-ой признак равенства? 3-ий признак равенства? Все эти свойства сохраняются и для прямоугольных треугольников. Рассмотрим признаки равенства прямоугольных треугольников. Так как в прямоугольном треугольнике угол между двумя катетами прямой, а любые два прямых угла равны, то из первого признака равенства треугольников следует: Теорема. Если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетам другого, то такие треугольники равны. Пользуясь признаками равенства обычных треугольников, быстро пробежимся по доказательствам. Правильно, ведь: Т.к. Далее, из второго признака равенства треугольников следует: Теорема. Если катет и прилежащий к нему острый угол одного треугольника соответственно равны катету и прилежащему к нему острому углу другого, то такие треугольники равны. Это свойство тоже следует из того что мы с вами уже повторили, ведь: Если мы наложим треугольник АВС на АВС так, чтобы вершина А совместилась с вершиной А, сторона АВ-с равной ей стороной АВ, а вершина С и С оказались по одну сторону от прямой АВ. Т.к. Рассмотрим еще два признака равенства прямоугольных треугольников. Теорема. Если гипотенуза и острый угол одного прямоугольного треугольника соответственно равны гипотенузе и острому углу другого, то такие треугольники равны. Док-во: Из свойства (сумма двух острых углов прямоугольного треугольника равна 90 Теорема доказана. Теорема. Если гипотенуза и катет одного треугольника соответственно равны гипотенузе и катету другого, то такие треугольники равны. Док-во: Рассмотрим треугольники АВС и АВС, у которых углы С и С – прямые, АВ=АВ, ВС=ВС. Докажем, что Т.к. После доказательств теорем, учитель еще повторяет все формулировки и доказательства, после чего переходит к решению задач. А теперь ребята, рассмотрим, как применяются эти признаки при решении задач. Задача №1. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60 Выходит ученик к доске (желающий) Задача №2. В треугольниках АВС и АВС углы А и А-прямые, ВD и BD-биссектрисы. Докажите, что На решение задачи к доске вызывается любой желающий. Эта задача хороша не только тем, что в ней работает новый материал, но и тем, что при решении ее необходимо воспользоваться материалом предыдущей темы. |
|
Остроугольный, тупоугольный и прямоугольный.
Гипотенуза Что она всегда больше катетов. Если они совпадают при наложении. Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. Если три стороны одного треугольника соответственно равны трем сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. Они равны по первому признаку.
Решение.
Т.к. ВД и ВД – биссектрисы и ВД=ВД – (по условию), то
Что и требовалось доказать. |
Новое о педагогике:
Особенности и специфические причины развития утомления в различных видах
спортивной деятельности
Нельзя дать универсальное объяснение механизмам утомления, действительное на все случаи. Главенствующую роль в развитии утомления при всех видах работы играет нервная система. Вместе с тем при каждом конкретном виде работы могут дополни ...
Техника батик и ее возможности в развитии изобразительного творчества
дошкольников
В данном параграфе мы рассмотрим батик – как новую технологию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста, его историю развития и попытаемся выделить основные виды, техники батика, которые возможно использовать в старше ...