Особенности развития почерка дошкольников и младших школьников

Новое в образовании » Особенности развития почерка у детей дошкольного и младшего школьного возраста » Особенности развития почерка дошкольников и младших школьников

Страница 1

Никто не рождается с умением писать. Этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. Так что собственно процессом письма управляет подсознание. Каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. Наиболее сильные эмоциональные переживания, душевные болезни и мощные явления окружающей среды оседают в подсознании и влекут за собой характерные изменения в движениях рук.

Сначала об общем.

Пишущий человек должен обладать, по крайней мере, хорошо развитым визуальным каналом, чтобы видеть продукт своего труда. Необходима еще и достаточная координация для написания букв, слов, знаков препинания и так далее. Но и визуальный канал работает неодинаково у разных людей. Можно условно разделить всех пишущих людей на два типа: с доминирующим левым или правым полушарием мозга, которые функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику, и это во многом определяет психологические особенности человека, а значит, и его почерк.

Левое полушарие оперирует вербальной и знаковой информацией, правое оперирует образами, ориентацией в пространстве, в его функции входит распознавание сложных объектов, продуцирование сновидений и снов наяву.

Основное различие между полушариями не столько в особенностях использования материала, сколько в способах его переработки и организации.

Левое полушарие характеризуется дискретным и аналитическим мышлением, оно осуществляет последовательные логические операции, проводит анализ по определенному числу признаков. В результате возникает модель мира, которую можно выразить в словах и других условных знаках, что весьма удобно в условиях социального общения.

Правое полушарие наделено пространственно-образным мышлением, оно позволяет одновременно воспринимать многочисленные свойства объекта в их взаимосвязи, что придает им определенную многозначность, лежащую в основе творческого процесса.

Так, люди с доминантным левым полушарием чаще всего пишут аккуратно, выписывают каждую букву, выдерживают направление строк и полей, размеры букв, нет у них склонности к украшательству. Для них характерны связанность букв и равномерный нажим.

Те же, у кого доминирует правое полушарие, не отличаются геометрической выдержанностью письма, гармоничность достигается за счет удивительного соединения в органичное целое относительно неправильно написанных букв. Им трудно выдерживать направление, пляшут не только буквы, но и слова и строки. Существенно меньше связанность букв, используется большее пространство, очень много волнообразных линий, дуг, крючков. Почерк создает впечатление новизны и самобытности.

Теперь о частном.

В почерке человека отражается его личность. Все действия, включая письмо, начинаются в мозгу. Когда человек берет в руку ручку или карандаш для того, чтобы написать что-то, мозг посылает сигналы в мышцы руки и пальцев и направляет изображение отметок на бумаге. Линии, изгибы, петли, точки, появляющиеся в результате, служат отражением собственного «Я». Хотя инструмент письма держит рука, именно мозг побуждает нас писать.

Уже в возрасте трех лет ребенок может копировать некоторые заглавные буквы, но он копирует, делая при этом такие движения, как при рисовании; рукописные движения появляются у него только шесть месяцев спустя. У ребенка, таким образом, очень рано проявляется различное отношение к рисованию и письму.

В возрасте четырех лет ребенок оказывается в состоянии копировать слова, но располагает их где попало, в полном беспорядке. В начале таких опытов он пишет внизу листа и только примерно через шесть месяцев под влиянием инструкции начинает писать с верхней левой части листа.

В возрасте пяти лет он может уже копировать фразы и писать (спонтанно) небольшое число слов, но при этом допускает много перестановок в порядке следования букв.

В шесть лет у ребенка можно наблюдать очень интересное явление: появление человеческого профиля, повернутого влево. Это явление дало повод к самым разнообразным толкованиям. Как бы то ни было, в интеллектуальном плане это представляется уже как значительный прогресс.

Вплоть до 5-6 лет графическая способность определяется моторной способностью.

После 6 лет интеллектуальные и аффективные факторы активно подключаются в процессе эволюции письма и рисования к моторным факторам.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Воспитание как социализация
Воспитания и развитие личности диалектически взаимосвязанные, то есть первое не только влияет на второе, а зависит от него, так как второе определяет цель, содержание и методику первого. Вместе с тем воспитания может идти впереди развития, ...

Диагностика развития связной речи дошкольников
Связная речь в своей естественной форме трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношений между участниками общения. В педагогической практике целесообразно использовать учетно-проверочные занятия, н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru