Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать вывод, что содержание общетрудовой подготовки учащихся включает в себя шесть основных направлений (разделов): технология работ в крестьянском хозяйстве, техника в крестьянском хозяйстве, электротехнические устройства в быту , технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения, технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения, творческий проект. Раздел «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» подразумевает еще два направления: технологию обработки древесины и технологию обработки металла. Все вышеперечисленные направления трудовой подготовки имеют внутриэтапную преемственность. Это позволяет последовательно знакомить учащихся с усложняющимися видами трудовой деятельности; формировать знания и умения по ручной и механической обработке различных материалов на налаженном оборудовании и налаженными инструментами и с самостоятельной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов. В процессе сельскохозяйственных работ в V-VII классах особое внимание уделяется практической деятельности, где раскрываются основные требования современного сельскохозяйственного производства, агротехнические сведения об основных сельскохозяйственных культурах, что дает возможность готовить учащихся к доступному производительному труду.
В ходе электротехнических работ учащиеся V-VII классов получают элементарные навыки графической грамоты при составлении простейших электрических схем, изучают простейшие элементы электрической цепи.
На основе знаний, полученных в V-VII классах в процессе практических занятий у школьников вырабатываются умения выполнять некоторые доступные ремонтные работы в быту, швейные работы, необходимые для самообслуживания, производить переработку и заготовку сельскохозяйственных продуктов.
Таблица 3 Таблица основных направлений содержания профильного трудового обучения (VIII-IX классы)
Классы Раздел/часы |
VIII |
IX |
Хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов | ||
18 |
– | |
Общественное производство и карьера | ||
– |
18 | |
Сельский дом | ||
14 |
– | |
Художественная обработка материалов | ||
– |
14 | |
Домашняя экономика | ||
20 |
– | |
Основы предпринимательства | ||
– |
20 | |
Графика | ||
34 |
34 | |
Творческий проект | ||
16 |
16 | |
Итого: |
102 |
102 |
На этапе профильного трудового обучения осуществляется подготовка учащихся по определенному профилю, что вплотную подводит их к освоению основных профессий современного производства. Основными разделами содержания профильного трудового обучения являются «Графика» и «Творческий проект». Изучение курса «Графика» развивает образное мышление учащихся, знакомит их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики, обучает рационально применять рабочие инструменты. Таким образом, образовательная область «Технология» обеспечивает полноценное развитие личности школьников с I по IX классы, знакомит обучающихся с достаточно широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому, экономическому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. Так как предметом нашего исследования является содержание обучения учащихся V-VII классов сборке и отделке изделий из древесины, то нам необходимо более глубоко рассмотреть содержание и структуру трудового обучения учащихся технологии обработки древесины на каждом этапе образовательной области «Технология». Содержание обучения технологии обработки древесины на этапе начальной трудовой подготовки представлены в таблице 4.
Таблица 4 Тематический план обучения учащихся технологии обработки древесины на этапе начальной трудовой подготовки
Класс |
Тема |
Опорные знания и умения |
Практические работы |
III |
Технология обработки древесины. Изготовление изделий из деревянных полуфабрикатов |
Древесина, ее виды и свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Инструменты и приспособления для обработки древесины, безопасные приемы работы с ними. Способы разметки древесины и соединение деталей в изделие. Обработка деталей рашпилем и шлифовальной бумагой. |
Изготовление изделий из деталей прямоугольно формы, не требующих строгания. Выбор материалов и инструментов, организация рабочего места. |
Технология изготовления изделий из фанеры |
Фанера, ее свойства и применение. Устройство лобзика и безопасные приемы работы ним. Выпиливание по внешнему контуру. |
Изготовление изделий выпиливанием из фанеры по внешнему контуру | |
IV |
Технология изготовления изделий из пиломатериалов |
Применение древесины и пиломатериалов. Общее знакомство с образцами изделий из фанеры, пиломатериалов, ДСП, ДВП. Устройство и приемы работы с инструментами и приспособлениями. Пиление вдоль и поперек волокон, зачистка, отделка и соединение деталей. |
Упражнения по работе с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из древесины (полочек, подставок) |
Выпиливание изделий из фанеры |
Закрепление приемов работы лобзиком. Особенности выпиливания лобзиком по внутреннему контуру. Отделка изделия. |
Упражнения по выпиливанию лобзиком по внутреннему контуру | |
Выжигание по дереву |
Устройство выжигательного аппарата. Подготовка изделия к выжиганию: шлифовка, перенесение рисунка. Приемы выжигания. Правила безопасной работы при выжигании. |
Отделка ранее изготовленных изделий из древесины | |
Контурная резьба по дереву |
Требования к древесине для резьбы по дереву. Организация рабочего места и приемы безопасной работы инструментами. Основные приемы резьбы: прямая линия, волна, кривые линии. |
Изготовление изделий с элементами контурной резьбы |
Новое о педагогике:
Воспитание и обучение у Восточных Славян
Воспитание у Восточных Славян соответствовало их общинно-родовому образу жизни, особенностям среды обитания. В семье старшие учили младших тому, что наиболее достойное занятие человека - повседневный труд земледельца и что его первейшая об ...
Организация работы по развитию творческого потенциала
школьника
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс научно-исследовательских методов. Адекватная диагностика развития творческого потенциала возможна при условии применения комплексной методики исследования. Творческую деятельност ...