Анализ формируемой части экспериментальной работы показал, что качество знаний и умений достигло 3,9 балла (средний балл), что свидетельствует об уровне качества усвоения учащимися содержания материала. В начале экспериментальной работы по результатам констатирующего эксперимента качество знаний было несколько ниже, а именно 3,2 балла.
Результаты, полученные нами экспериментально по данным тестирования в процессе констатирующего и формирующего эксперимента представим в виде графика:
Данные графика показывают о повышении качества знаний формирующего эксперимента. Это свидетельствует об эффективности применяемой методики обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода и использования методов и средств обучения.
Утверждение личностно ориентированных технологий в образовании во многом зависит от подготовленности педагогов к этому инновационному процессу. Ведь учитель является носителем не только информации, но также и способов познавательной деятельности. Значит, начинать надо с педагогов. Речь идет не об усвоении нового материала, а о перестройке познавательных способностей педагогов. Годами складывавшиеся приемы педагогической деятельности, основанные на рецептах, жестких алгоритмических указаниях, сформировали стереотипы мышления и другой интеллектуальной деятельности.
Следует создать ситуации, разрешая которые педагоги перестраивали бы сложившиеся способы учебно-познавательной деятельности. Важными формами психологической ориентации образования на личностно ориентированный подход являются различные проблемные ситуации, использование проектной деятельности, что поможет сформировать значимые качества личности.
Развитие научно-технического прогресса обусловливает актуальность поиска инновационных технологий повышения качества образования и как следствие формирование будущих квалифицированных работников. Решение этой проблемы привело к разработке личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения, обращенность к внутренним резервам психики, актуализация психологического потенциала учащихся.
Утверждение личностно ориентированного образования в общеобразовательной школе зависит от многих факторов: личности педагогов и их профессиональной позиции, содержания образования и его учебно-методического обеспечения, технологии и организации учебно-пространственной среды, контроля и оценки учебных технологий, диагностики и коррекции профессионального развития учащихся.
Итак, в работе мы рассмотрели существующие подходы к реализации личностно ориентированного образования и убедились, что наиболее актуальной в педагогическом и общественно-значимом плане является именно эта модель, которая адекватна социальному опыту. Эта концепция содержания образования базируется на: a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования; б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения; в) принципе структурного единства.
Эта модель содержания образования носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.
Не секрет, что личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся как правило могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.
Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.
Новое о педагогике:
Психолого-педагогические основы применения игр, как средства обучения
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, проис ...
Предмет и функции педагогического контроля
Педагогический контроль - это система научно-обоснованной проверки результатов образования и воспитания учащихся. Являясь важной частью процесса обучения, контроль сам по себе не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспита ...