Впервые региональный компонент образования появился в экспериментальном варианте базисного учебного плана в 1989 году и включал в себя содержание образования, непосредственно связанное с национальными, региональными и местными социально-культурными факторами.
Региональный компонент, должен быть согласован с требованиями федерального компонента, и выполняться в развитие федерального компонента, не заслоняя собой инвариантной части базисного плана, не замыкаясь в узкие рамки региона.
Комментарий к Закону РФ «Об образовании» дает разъяснение, что национально-региональный компонент «учитывает интересы национальных культур и региональных культурных традиций, потребности личности в национально-культурной самоидентификации и позволяет вступать в равноправный диалог с представителями другой культуры. .Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ .».
Региональный компонент носит прикладной характер и ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания, и является механизмом региональной политики в области образования. Региональный компонент должен базироваться не на предметном подходе, а реализовываться в виде местного материала в рамках федерального компонента, не достраиваться над федеральным компонентом, а органично в него интегрироваться в рамках образовательных областей, не увеличивая учебную нагрузку на учащихся за счет введения дополнительных предметов, а реализуя процесс познания за счет введения дополнительных тем и рационального структурирования учебного материала. Содержание регионального компонента может быть представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, тем, конкретной информации в предметах федерального компонента или введением в учебный план спецкурсов и факультативов.
Вариативная часть содержания регионального компонента должна строиться на деятельностно-практической основе, означающей систематический поиск учителем и всем педагогическим коллективом образовательного учреждения разнообразных форм и методов усвоения программируемого содержания образования, на усвоении его как в учебной, так и во внеучебной практической деятельности с использованием самых разнообразных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы.
Федеральный компонент определяет содержание образования, общее для всех систем образования РФ, региональный – отражает национальные и региональные интересы и потребности в области образования народов в лице субъектов федерации, школьный – рассчитан на специфику конкретного образовательного учреждения.
Часы школьного компонента могут быть использованы на:
- организацию индивидуальных и групповых занятий;
- факультативные курсы;
- увеличение количества часов, отводимых на образовательные области базового и регионального компонента;
- занятия с одаренными и со слабоуспевающими учащимися;
- занятия активно-двигательного характера.
Ученик имеет право выбора предметов, а также участия в формировании индивидуальной образовательной программы.
Новое о педагогике:
Концептуальное проектирование базы данных
Целью концептуального проектирования является построение описания базы данных (БД) на едином языке концептуальной модели. Наиболее распространенная модель описания БД на данном этапе является модель «сущность – связь». Сущность – основное ...
Речевые трудности аудирования
Речевые трудности аудирования являются объективными трудностями и в процессе обучения аудированию они определяются объективными параметрами: объемом явных продуктивных знаний, которые имеют принципиальное значение для рецептивной речевой д ...