Образовательный процесс рассматривается как сложное историческое и педагогическое явление, представляющее собой совокупность исторических, социальных, психологических, культурных явлений, как единство среды и обучаемого.
Основы нормативной базы в области общего образования для субъектов Российской Федерации зафиксированы в Конституции РФ и Законе «Об образовании» (ст. 7). Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» установленный государственный образовательный стандарт, как «обязательный минимум основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требований к уровню подготовки выпускников», подразделяется на два компонента, учитывающих федеральный характер устройства России: федеральный и национально-региональный компоненты.
Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Региональный компонент государственного образовательного стандарта, установление которого находится в компетенции субъектов РФ, определяет по ступеням общего образования те нормативы в области изучения родного языка и литературы, природы, истории, экономики и культуры, которые учитывают особенности и интересы региона.
Таким образом, ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональным компонентом.
В Законе РФ «Об образовании» предусмотрено, что ответственность за содержание образования, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников возлагается на государственные органы власти. К компетенции же образовательного учреждения относится разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, а также рабочих программ учебных курсовых дисциплин. Органы управления образованием субъектов РФ осуществляют с помощью сформированных ими экспертных советов контроль за содержанием создаваемых по инициативе педагогов оригинальных авторских программ, учебных пособий и других дидактических материалов. Поэтому, учитывая, что и сам педагог, и обучаемый им ребенок в равной мере защищены законом, возможно педагогическое творчество образовательного учреждения в части обновления содержания образования, в частности, использования возможностей федерального и регионального компонентов в целях национального образования учащихся, тем самым способствуя интеграции личности в национальную и мировую культуру; формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Что же касается школьного компонента, включающего обязательные занятия по выбору, факультативные занятия, то его содержание и структура находятся в ведении образовательного учреждения и позволяют еще более полно использовать специфику и направленность учебного заведения, усилить национально-ориентированную направленность содержания образования. По мнению Новикова В.Б., базисный учебный план, предложенный Министерством образования, разграничивает компетенции между федеральным, национально-региональным и школьным компонентами следующим образом (таблица 1):
Таблица 1
Разграничение компетенций между федеральным, национально-региональным и школьным компонентами
Компонент |
Ступени обучения | |||
Начальная школа 1-4 классы |
Основная школа 5-9 классы |
Средняя школа 10-11 классы |
Итого | |
Федеральный |
53 |
94 |
18 |
165(47,4%) |
Региональный |
48 |
77 |
58 |
183(52,6%) |
Итого |
101 |
171 |
76 |
348(100%) |
Новое о педагогике:
Формы проявления нарушений поведения
В определении девиантного поведения мы будем придерживаться общепринятого понимания отклоняющегося поведения как деятельности человека, системы поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам». ...
Основные дидактические концепции
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей ...