Выработка регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем которого (в часах) задается на федеральном уровне, составляет компетенцию региона.
Можно выделить следующие основные подходы к разработке регионального компонента:
– Содержательная структура знания, воплощаемая в региональном компоненте, должна находиться в общей логике закономерностей, определяющих структуру содержания общего образования.
– Для последовательного обеспечения всестороннего развития человека необходимо выстроить содержание регионального компонента таким образом, чтобы можно было осуществить корреляцию между базовой инвариантной структурой деятельности и структурой содержания фундаментального образования.
– Регион как объект изучения, отражаемый в региональном компоненте содержания общего среднего образования, следует рассматривать как часть предметной области фундаментального образования. Поэтому основная структура изучения объекта-региона должна быть отражена и в предметной структуре научного знания.
– Конкретный набор образовательных областей (учебных курсов), отражающих содержание регионального компонента общего образования, может быть составлен, исходя либо из комплексного влияния двух факторов
- структуры изучаемого объекта и разновидностей культуры, отражающих структуру деятельности, либо по крайней мере одной из этих детерминант.
– Содержание регионального компонента общего образования структурируется по «вертикали» с учетом логики изложения учебного материала в условиях непрерывного образования и возрастных особенностей усвоения учащимися знаний, формирования умений и навыков.
Логично предположить, что компоненты учебного плана, как единого комплекса, где-то могут и должны пересекаться. Нельзя проводить границу между компонентами стандартов, группируя соответствующие образовательные области, граница между федеральным и региональным компонентами содержания образования проходит, как правило, внутри образовательных областей. Большая часть учебных курсов объективно «скроена» так, что включает в себя как федеральную, так и региональную составляющие образования. Хотя можно выделить учебные курсы, полностью относящиеся к федеральному или региональному компоненту.
Соотношение между федеральным и национально-региональным компонентами определяется базисным учебным планом (таблица 2).
Таблица 2
Базисный учебный план (фрагмент) (по Щербакову А.В.)
Образовательные области |
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы | |||
Всего |
В т ч. Регион. |
Всего |
В т. ч. Регион. |
Всего |
В т. ч. Регион. | |
Язык и литература |
28 |
16 |
47 |
32 |
8 |
8 |
Математика |
16 |
24 |
6 |
1 | ||
Природа |
8 |
2 |
22 |
3 |
8 |
2 |
Общество |
13 |
2 |
8 | |||
Искусство |
8 |
2 |
8 |
4 |
6 |
1 |
Физкультура |
8 |
1 |
10 |
2 | ||
Трудовая подготовка |
8 |
2 |
12 |
5 |
4 |
2 |
Информатика |
2 |
40 |
14 | |||
Итого |
76 |
23 |
141 |
47 | ||
Обязательные занятия по выбору |
14 |
15 |
24 | |||
Факультативные занятия |
11 |
15 |
12 |
Новое о педагогике:
Динамика развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Проведя формирующий эксперимент целенаправленно и систематически развивая связную речь, при помощи системы мероприятий на основе использования русских народных сказок в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, мы пришли к выводу, что пр ...
Актуальные проблемы развития человечества
В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного процесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане ...