Из приведенной выше таблицы можно сделать выводы:
1. Нормирование инварианта остается за Российской Федерацией, нормирование регионального компонента – сфера компетенции субъекта Российской Федерации.
2. Доля учебных часов в неделю, отведенных на региональный компонент по отношению к федеральному, изменяется в зависимости от образовательной области и ступени обучения.
3. Явно прослеживается тенденция нарастания роли региона в определении содержания образования от начальной к старшей школе.
Возможно выделить четыре различных способа реализации регионального компонента содержания школьного образования, в том числе и в курсе «Экономика»:
1. полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков;
2. монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальных учебных курсов, которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана;
3. монопредметный интегративный - это разработка комплексных курсов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи;
4. школьный вариант регионального содержания образования - элективные учебные курсы по отдельным образовательным областям.
Функцию синтеза, обобщения знаний по дисциплинам регионального компонента в таком случае может выполнять, к примеру, «Экономика края». Введение данного предмета в содержание регионального компонента предполагает не только усвоение школьниками теоретического материала, но и формирование их мировоззренческих установок, принципов личностной ориентации в среде современного общества.
В региональном базисном учебном плане дисциплины могут быть представлены тремя основными видами учебных занятий:
1) обязательные занятия, составляющие базовое ядро регионального компонента общего среднего (полного) образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к региональным значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным потребностям;
2) обязательные занятия по выбору учащихся и
3) факультативные занятия, составляющие вариативную часть регионального учебного плана, обеспечивающей индивидуальный характер развития школьников, учитывающей их личные особенности, интересы и склонности.
Включение сквозных региональных образовательных областей, изучаемых на начальной, средней и старшей ступенях школы, позволяет, несмотря на различия в содержательной специфике региональных областей, выделить универсальный для образовательных областей набор целей. К ним могут быть отнесены: реализация национально-региональной политики в области образования; конкретизация, расширение и углубление знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом; формирование системы знаний, расширение воспитательных и познавательных задач.
Новое о педагогике:
Виктимные
девиации: классификация жертв преступлений
Уже давно было замечено, что поведение преступника и его жертвы коррелируются, дополняя друг друга. Можно сказать, что они играют в одну игру в согласии с установленными в самом начале из взаимодействия правилами, и в данном случае не важн ...
Игра как средство развития мелкой и артикуляционной моторики
у дошкольников с ОНР
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать св ...