Методы воспитания «трудных» детей
В.А. Сухомлинский писал, что трудные дети – это такие, на которых нельзя воздействовать общепедагогическими методами. Обычные методы воспитания, эффективные для большинства детей, к трудным детям применять бесполезно. Надо искать какие – то другие, особенные методы и приемы воспитания.
Тончайшим инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик – это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость. В.А. Сухомлинский сравнивает желание криком подавить непокорность ребенка, привести его в состояние трепетного послушания и подчинения, со сжиманием пружины: чем сильнее мы на нее нажимаем, тем сильнее опасность, что она лопнет или же, расправившись, ударит того, кто ее сжимает.
Классификация методов воспитания:
методы формирования сознания;
методы организации нравственного опыта;
методы стимулирования или коррекции поведения;
специальные методы.
Специфика методов формирования сознания, включающая в себя главным образом вербальные методы (этические беседы, диспуты, чтения и пр.), заключаются в том, что они должны, по мнению Е.И. Петухова, «в значительно большей степени волновать слушателя, заставлять его думать, искать, рассуждать, побуждать к действию».
К методам организации нравственного опыта можно отнести педагогические требования, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.
А.С. Макаренко считал, что лучше будет, если на долгое время поручить ребенку поддерживать чистоту в определенной комнате, а как он будет это делать – предоставить решать и отвечать за это решение ему самому.
К методам стимулирования или коррекции поведения относятся: поощрение, наказание, соревнование (обычно в многодетных семьях). Особенно важно умелое использование разнообразных методических приемов, оправданное психическим состоянием трудных детей. К числу таких приемов относят ироническое удивление в ответ на дерзкую выходку, показное оставление без внимания проступка, направленного на конфликт, предложение соучастия в проступке, демонстрация огорчения от неоправданного доверия, прием отсроченного воздействия и др. Владение подобными приемами характеризует высокую педагогическую технику воспитателя и создает обстановку доброжелательности, а вместе с тем и неотвратимости расплаты за содеянное.
К числу специальных методов можно отнести изоляцию детей, создание условий особого режима и метод «взрыва». Это стремление резкой мерой разрушить ложную позицию, которая сложилась у ребенка, сломать его дурную установку и побудить к пересмотру своей позиции. Метод «взрыва» - очень острый и сложный способ воздействия, он требует большого мастерства.
Личный пример – главный метод воспитания. Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему – вот что обеспечит успех воспитания.
Комплексная диагностика включает в себя:
- психологическое тестирование (совместно с психологом),
- метод педагогических наблюдений (совместно с кл. руководителем),
- изучение условий проживания и воспитания детей в семье (входе посещений на дому, собеседований с родителями)
Анализ полученных данных позволил определить круг личностных проблем у необучающихся детей, таких как: депрессия, враждебность по отношении к детям, замкнутость, неуверенность в себе, недостаток социальной нормативности.
Коррекционно-профилактическая работа
Под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Работа с этими учащимися и их семьями строится в соответствии с разработанной системой работы. Это и коррекционные занятия (индивидуальные, групповые, тренинги), консультирования, беседы (обязательно должно строиться на взаимодоверии, взаимоуважении).
Новое о педагогике:
Театрализованные игры
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. В них дети занимают позицию актера. Характерными особенно ...
Программно-методические материалы по формированию представлений
о человеке у детей 5-6 лет
В настоящее время существует большое разнообразие программ, в которых ставятся разнообразные цели и задачи по формированию у детей представлений о человеке. В программе "Детство" имеются несколько разделов, (знакомящих) решающих ...