организационно – распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика) и др.
Знание методов позволяет социальному педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на уровень профессионального мастерства. к огромному арсеналу методов, приемов и способов деятельности он подходит с позиций необходимости и достаточности, соблюдать чувство меры, порядка и связи.
метод, применяемый социальным педагогом, определяется:
проблемой ребенка;
особенностями его личности;
состояние семейных взаимоотношений;
уровнем социальной адаптации;
возможностями самого специалиста и др.
Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то специалисты выделяют три основные группы методов социальной работы: социально – экономические, организационно – распорядительные, психолого – педагогические.
Группа социально – экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты по социальной работе оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов. методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи; установление льгот и единовременных пособий и компенсаций; патронажа и бытового обслуживания; морального поощрения и санкций и т.д.
Основными организационно – распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и др.
Группа психолого – педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствие и поведение.
В группу психолого – педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально – психологический диагноз, использование обычаев, традиций и др.
Методы работы социального педагога могут быть групповые и индивидуальные, но и работая с группой, педагог в первую очередь имеет дело с личностью ребенка. Ученые классифицировали методы социального воспитания, определив их как «способы целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно – образовательной средой, обеспечивающие формирование социально значимых отношений и качеств личности».
методы социального воспитаниям подразделяются:
I. В зависимости от того, на что они направлены:
формирование сознания (взглядов, оценок, понятий, суждений);
формирования эмоциональных чувств и стремлений (мотивов, чувств, стремлений, идеалов);
самовоспитание личности (самооценки, самоконтроля, самоорганизации);
формирование социально – приемлемого поведения и деятельности личности, привычек, отношения с окружающими.
II. В зависимости от характера отношений воспитателя и воспитанника:
организация деятельности;
метод общения;
опека;
самореализация и индивидуальная коррекция действий.
III. В зависимости от характера влияния среды на личность:
общение, мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, общение – диалог, переучивание;
создание новой среды: новая деятельность, изменение смысла жизни, отношений, деятельности, изменение поведения, изменение ситуации, изменение среды.
Классификация основных методов, используемых социальным педагогом:
Методы социальной работы:
Методы социальной диагностики: интервью, мониторинг, социологический опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод;
Новое о педагогике:
Лекционный материал к спецкуруу по теме: «Педагогический аспект концепции полового
дипсихизма»
В педагогике малоразработанным остается вопрос о роли половых особенностей индивида в развитии его психики. Понятие «полового дипсихизма» для обозначения проблем половых различий в психике человека появилось в 1970 году. Научная разработка ...
Сравнение звуков русского языка между собой и со звуками родного языка
Сравнение и противопоставление – это наиболее эффективные приемы дифференцированного усвоения различных звуков. Изучаемый звук можно сопоставить или с другим звуком русского языка, имеющим общие с ним признаки, т.е. оснований для сравнения ...