Для диагностики общей культуры личности подростка были применены методики: адаптированный вариант методики ценностных ориентаций М. Рокича (тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека); сокращенный вариант методики «Пословицы» С.М.Петровой (с целью определения уровня нравственной воспитанности учащихся); изучение творческих работ учащихся (содержание сочинений с целью определения формирования морально - этических идеалов).
Анализ полученных данных привел к выводу, что значительная часть подростков все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие отечественной социокультурной традиции. Но, тем не менее, выявлена необходимость совершенствования методики проведения уроков литературы с целью повысить уровень общей культуры старшеклассников.
При проведении уроков литературы в 9 классе в форме уроков-диспутов с целью активизации деятельности самих учащихся, возросли – познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес. Значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о том, что уроки литературы с элементами проблемного обучения, как, например, урок-диспут являются одним из эффективных средств решения задачи формирования общей культуры личности подростка.
Новое о педагогике:
Контроль как средство определения уровня владения МВ
Определить прогресс в совершенствовании языкового навыка возможно по средствам контроля. Контроль – это определение уровня владения языком, достигнутого учащимися за определенный период обучения. Контроль это и часть урока, во время которо ...
Принципы факультативного обучения
Школа занимает большое место в жизни старших подростков, но у разных детей проявляется по-разному, несмотря на осознание важности и необходимости учения. Известно, что дети различаются по некоторым важным параметрам: отношение к учению, об ...