Анализ эффективности проведенной работы показывает, что самым приоритетным при выборе ценностей-целей у учащихся являются:
- Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) – 30% от всего количества учащихся.
- Хорошие, верные друзья – 25%.
- Свобода как независимость в поступках и действиях – 20%.
Среди самых наиболее отвергаемых ценностей-целей выделяется:
- Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени) –20% от всего количества учащихся.
- Равенство (братство, равные возможности для всех).
Остальные ценности имеют различный процент принятия или отвержения по всей выборке. К числу не особо отвергаемых ценностей принадлежат активная, деятельная жизнь; жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом); творчество (возможность творческой деятельности).
В равной мере никто из опрашиваемых не отверг следующие ценности: здоровье (физическое и психическое); интересная работа; счастливая семейная жизнь – классические ценности.
По методике «Пословицы» (С.М. Петровой) с незначимостью материального благополучия в жизни 55% учащихся полностью согласились, а остальные показали, что для них материальное благополучие все же играет роль, хоть и незначительную; пессимистическое отношение к жизни не высказал никто; не значимость соблюдения законов – 5% учащихся.
В то же время большинство опрашиваемых признает значимость дружбы – 80%; значимость учения – 90%; стремление к достижениям в жизни – 70%; значимость труда 60%.
3) Результаты формирования морально-этических идеалов по творческим работам старшеклассников позволяют сделать вывод о том, что в сочинениях просматривается осведомленность в понятиях семейных отношений, дружбы, женском идеале; просматриваются элементы сочувствия, сопереживания героям произведений; четче отражены взгляды и жизненные принципы («я бы сделал так» или «я никогда бы так не поступила»). Намного содержательнее, оригинальнее стали письменные творческие работы по литературе, устные ответы.
На уроках-диспутах учащиеся показали умение цивилизованно, уважая мнение оппонентов, вести диалог, убежденно отстаивать свое мнение, продумывать каждое слово, делать обобщение, выводы.
Развита речь учащихся, они глубоко проникают в ткань произведения – в его идейное содержание и художественное своеобразие, ощущают авторский стиль. Заметно возросли познавательная, поисковая деятельность учащихся, их читательский интерес.
Таким образом, в результате проведенного эксперимента значительная часть подростков несколько изменила ценностные ориентиры, которые, на наш взгляд, наиболее полно соответствуют традициям отечественной соцкультуры.
Итак, позитивные опытно-экспериментальные данные, полученные по результатам формирующего эксперимента, подтверждают практическую значимость интерактивного подхода в процессе формирования общей культуры личности подростка.
Уроки – диспуты позволили сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развили креативность мышления, толерантное отношение к позиции других.
Не обязательно каждый урок поводить как диспут, важно кульминацию занятия строить на элементах дискуссии. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания. Польза дискуссии еще и в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или групп людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность.
Новое о педагогике:
Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Таким образом, здоровьесберегающие технологии ...
Экспериментальная проверка разработанной методической системы воспитания
орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения
Первый этап
. На данном этапе определялся исходный уровень сформированности орфоэпической культуры младших школьников (по данным констатирующего эксперимента). В констатирующем эксперименте приняли участие два вторых класса Касумкентской с ...