В настоящее время возникла необходимость познания взаимодействия духовного, нравственного и интеллектуального начал в личности. Человек, не развитый нравственно и духовно, может направить свой ум, как на добрые, так и на злые дела. Поэтому главным принципом современного образования и воспитания становится опора на культурные традиции, признание значения духовных ценностей в формировании нравственности человека. Следовательно, цель воспитания – становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе, направленное на формирование активной жизненной позиции.
В кризисные периоды состояния общества подростки оказываются самыми социально неустойчивыми, нравственно неподготовленными и не защищенными. Часто, не имея достаточного жизненного опыта, моральных убеждений, не умея различить жизненные ценности от мнимых, искусственных, они закрепляют в своем сознании и поведении негативные тенденции общественного развития. Особенно это актуально для современной общественно-политической ситуации.
Сверхзадача обучения и воспитания – формирование человека высоконравственного, образованного, духовно богатого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству.
Урок литературы относится к предметам, несущим эстетические и воспитательные цели через программный материал. На уроках литературы изучается богатый фактический материал, направленный на развитие интеллектуальной и духовно-нравственной личности. Задача учителя – раскрыть традиционные ценности русской духовной жизни, способствовать ее осмыслению, развить духовную стойкость личности. Разные по форме и содержанию уроки направлены на формирование личности учащихся, если они тщательно продуманы и ученики являются на них не только слушателями, но и активными участниками процесса. Следовательно, развиваются такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а это – залог успешности человека в будущем.
Проблеме воспитания культуры подростков посвятили свои труды такие педагоги и психологи, как: Ю.К.Бабанский, Е. П. Белинская, С. М. Гульянц, В.А.Доманский, В. Г. Казанская, В.А.Крутецкий, И.С.Кон, В.С.Мухина, Л.В.Мардахаев и др.
Гипотеза исследования: если уроки литературы с элементами проблемного обучения, как, например, урок-диспут, то они являются одним из эффективных средств решения задачи формирования общей культуры личности подростка.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – роль уроков литературы в формировании общей культуры личности подростка.
Цель исследования – изучить вопросы формирования общей культуры личности и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы.
Задачи:
1) раскрыть понятие и воспитание культуры личности;
2) выяснить особенности формирования культуры личности в подростковом возрасте;
3) рассмотреть средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы;
4) провести диагностику общей культуры личности подростка;
5) провести анализ результатов исследования и разработать механизм формирования культуры личности подростка на уроках литературы;
6) провести анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы.
В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ культурологической, психологической, педагогической литературы, а так же эмпирические методы, такие как: эксперимент, анализ, сравнение.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что изучение роли уроков литературы в формировании общей культуры личности подростка способствует усвоению знаний в области методологии преподавания литературы.
Новое о педагогике:
Техника безопасности на уроках по работе с макияжем
Нанесение макияжа, казалось бы обычная процедура, но тем не менее от использования косметики могут развиться аллергические реакции и воспаления, а иногда и возникнуть травмы. Необходимо соблюдать следующие правила: 1. Тушь наносится только ...
Как осуществлялся дифференцированный подход в процессе обучения
При подготовке к уроку учитывался уровень развития и психофизиологические особенности обучающихся. Так, доля информации при распределении материала для «Урока-путешествия», который проводился на 1 ступени НПО, зависела от уровня подготовки ...