Например, подсчитайте свой пульс в спокойном состоянии и после физической нагрузки, пронаблюдайте, какие произошли изменения.
Работа с текстом учебника или иным источником информации. Материал для самостоятельной проработки дается учащимся из различных письменных источников. Чаще всего это учебник как основной источник знаний, в котором материал должен быть представлен в соответствии с возрастными особенностями учащихся и учебной программой.
При работе с прочей учебной литературой помимо названных видов заданий предлагаются и специфические задания, приспособленные к соответствующему источнику. Задания с текстом особенно характерны для работы с научно-популярной и художественной литературой, с документами, справочниками и энциклопедиями. С таким текстом обычно труднее работать, поскольку он не приспособлен для учащихся. С учетом перспективы дальнейшего самообразования такие задания представляются крайне полезными.
Таким образом, при работе с текстом учебника или иными источниками информации формируются следующие навыки:
- выделять главное из текста;
- составлять краткий конспект по прочитанному;
- составлять план (например, прочитайте текст параграфа "Внутреннее строение рыб" и составьте подробный план по прочитанному).
Разнообразные задания составлены для работы со словарями (словарь юного биолога, биологический словарь и т.д.). Из словарей отыскивают значение слов, краткие сведения о явлениях природы, основные биологические понятия, дополняющие материал учебника. Разнообразные задания можно давать для работы с художественной литературой (например, подобрать отрывки из стихотворений русских поэтов о птицах).
Такие задания ценны тем, что способствуют интеграции учебных предметов в учебном процессе.
Все приведенные выше виды заданий крайне необходимы для того, чтобы подготовить ученика к его будущему самообразованию.
3. Учебные задания, требующие от ученика творческой деятельности.
Сюда относятся задания, которые требуют от учащихся творческой деятельности. Ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое. Сюда относятся все задания, которые используются в проблемном обучении. О необходимости расширения сферы применения таких заданий в последнее время много говорилось в дидактике, над этой проблемой работал И.Я. Лернер. Дидакт В. Оконь выдвигает на первый план групповую работу . Но при фронтальном или групповом решении проблемы ее дидактическая ценность обычно ограничивается примером для более слабых и пассивных учеников – они узнают, как решается проблема, но сами не осуществляют процесс решения проблемы. Поэтому актуальным представляется применение творческих заданий и в самостоятельной работе с целью обеспечить решение проблемы каждым отдельным учеником индивидуально. Разумеется, для самостоятельной работы подходят, прежде всего, такие проблемные задания, самостоятельного решения которых можно ожидать от большинства учащихся.
Применяемые в проблемном обучении задания довольно разнообразны, и их трудно классифицировать. Если рассматривать проблемное обучение в узком смысле, то сюда относится, прежде всего, проблемные задания, т.е. те, которые невозможно выполнить стандартными приемами, а соответствующие знания нужно применять в новых условиях. По В. Оконю, «учебная проблема составляет практическую или теоретическую трудность, решение которой является результатом собственной исследовательской активности ученика» . Проблемные задания могут быть с закрытым окончанием, т.е. правильным оказывается только один определенный ответ, или с открытым окончанием (со множеством или даже бесконечным множеством правильных вариантов решения).
Другим, относящимся к области проблемного обучения, видом задания является составление реферата, сбор и обработка оригинального материала (биологического, краеведческого и т.д.), а также проведение опытов. В этих заданиях на первый план выдвигается самостоятельность учебной деятельности.
Новое о педагогике:
Психолого-педагогическое обоснование творческих способностей
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности человек развивается, приобретает ...
Оценка эффективности инновационного развития образования
Концепция инновационного развития образования Новосибирской области предлагает современные подходы к оценке качества и эффективности образования. В соответствии с такими подходами система оценки в большей степени опирается на качественные ...