Схема 5.
Классификация заданий для самостоятельной работы (по Загвязинскому В.И.)
Схема 6.
Виды самостоятельной работы (по Усовой А.В.)
Учебные задания, опосредующие учебную информацию. В учебном задании соответствующая информация дана непосредственно или же задание указывает на источник, откуда можно получить необходимую информацию. Этот вид задания заменяет устное изложение учителя и предназначен в основном для первоначального восприятия учебного материала.
Эти задания типичны для работы с новым учебным материалом. Основная цель его – доведение нового учебного материала до сознания учащегося. Чаще всего учебный материал предъявляется в виде текста для чтения (текст учебника, первоисточник, справочник, текст художественной литературы, статья и т.д.). Типичный пример такого задания: «Прочитайте текст параграфа и найдите особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни. Учебный материал можно приводить и наглядно – в виде натурального предмета, рисунка, картинки и т.д. В этом случае учитель ориентирует учеников на наблюдение этих объектов. Сюда относится также предъявление материала посредством телевидения, радио, видео, слайдов, фильмов, магнитофона и прочих технических средств.
Эти задания необходимо сформулировать так, чтобы внимание ученика сконцентрировать на основном и существенном. Главной проблемой в случае этого вида заданий является его объем. Из психологии известно, что существует оптимальный объем материала, который целесообразно представить целиком для восприятия. Слишком маленький объем материала обусловливает фрагментарность его восприятия, мешает охватить весь текст и препятствует его систематизации. А в случае чрезмерного объема ученики не в состоянии получить общее представление о материале.
Объем материала зависит от предмета, возраста ученика, степени трудности материала и предшествующих знаний.
В обычной самостоятельной работе при определении дозы помогает учебник, поскольку материал в нем, как правило, разбит на подходящие по объему параграфы и разделы. Вопрос дозы приходится каждый раз решать в отдельности в случае использования слайдов, фильмов и прочих технических средств, когда учитель сам может делать паузы. Последнее обстоятельство, между прочим, создает преимущество видеопередачи перед телевизионной передачей.
2. Учебные задания, направляющие работу ученика с учебным материалом.
Этот вид заданий самостоятельной работы отличается крайним разнообразием и позволяет выделить различные подвиды. При делении этих заданий исходят из методов учения ученика и выделили соответственно следующие задания, направляющие его работу: 1) наблюдения, 2) работа с текстом учебника или иным источником информации, 3) упражнения, 4) практические и лабораторные работы. эти задания занимают важное место в биологии, химии, физике, географии.
Наблюдения. Сюда относятся задания, выполнение которых опирается на чувственное восприятие. Иногда к этому добавляется также манипуляция предметами. Объектом наблюдения может быть любое наглядное средство: натуральные предметы, карты, схемы, рисунки, модели, иллюстрации учебника, фильмы и т.д. Задания, опирающиеся на наглядные пособия, могут иметь различную степень трудности: начиная с простого описания данных восприятий на основе заданного плана и кончая заданиями, требующими сложных мыслительных операций. По ряду предметов (биология, география, и др.) часто используется иллюстративный материал учебника и рабочей тетради. Схемами пользуются как исходными данными, на основе которых учащиеся делают выводы, составляют таблицы и т.д.
Новое о педагогике:
Социально-педагогические технологии работы с детьми
группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных
учреждениях
В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы р ...
Лексика русского языка как система
Русский язык, как и другие языки мира, является языком слов, из которых строятся словосочетания и предложения. Слова представляют минимальные самостоятельные единицы, употребляющиеся отдельно и имеющие, в отличие от фонем, собственное зн ...