2. Прикладной исполнительский эстетический потенциал необходим для умения чувствовать, мыслить, исполнять в рамках образцов (художественных стилей) на любительском и профессиональном уровнях.
3. Прикладной мотивационный эстетический потенциал дает возможность использовать эстетический опыт как мотив деятельности (общение, анализ состояния мира, созидание, формирование творческого духа).
4. Творческий эстетический потенциал дает умение творить новое.
Таким образом, выстраивается иерархия отношений потенциалов личности. Движущей силой развития творческого эстетического потенциала личности является воображение. Согласно концепции Б.П. Юсова, векторы творчества и воображения ориентированы в разных направлениях.
Горизонтальный вектор собирает воедино продукт творчества как практической и конструктивной части художественного процесса развития личности. Трактуя, вслед за основателем новой волны исследований творчества Алексом Осборном, «творчество как прикладное воображение», Б.П. Юсов определил горизонтальную плоскость как «мир профессионального продукта в разных видах искусства, где все они равноправны (ЭКЗИ-система).
Вертикальный вектор – воображение как вектор будущего выдвигается как главный развивающий процесс в личности и в искусствах и как наиболее важный компонент культуры в целом. В.В. Давыдов трактует воображение как базовый процесс развития обобщенного мышления. Воображение как мир синтеза чувств, возвышения и очищения является целостным. Главной должна быть забота о развитии полифонического воображения как универсальной способности ребенка преобразовывать. «Все это должно быть умножено на особенности национальной, природной, культурной и социальной экологии, которые разворачиваются в историческом пространстве человечества и древних культур» - отмечает Б.П. Юсов.
Таким образом, все разновидности эстетического потенциала (базовый, исполнительский, мотивационный, творческий) объединяются развитием вектора воображения. На иерархически соподчиненных уровнях воображение – мысль других – лучших представителей творческой мысли человечества, является фактором развития личностного потенциала, переходя в собственное воображение. Ведь человек может творить, если осознает мир как целое, по выражению Н.Бердяева, «из самого себя». Если функцией базового (ориентированного) эстетического потенциала с позиций экологии личности, культуры является поддержание чистоты всех уровней экосистемы человечества (беречь все, сливаясь с окружением), функцией творческого эстетического потенциала будет позиция преобразователя (приумножать красоту).
Стратегия педагогического подхода к раскрытию личностного потенциала девочек и мальчиков. Принципы работы педагога с однородной и смешенной группой школьников в условиях школы и учреждений дополнительного образования.
В этой связи роль педагогов заключается в организации образования, поддерживающего личностный потенциал учащихся с позиций художественно-эстетического обогащения их отношения к миру и опыту культуры, накопленном человечеством. Гармонизация духовной и практической деятельности при этом связана не только с накоплением суммы знаний, но и с воспроизводством изученного в процессе творческой деятельности в любой сфере. Даже субъективно значимые творческие достижения имеют ценность для развития личности школьника.
Новое о педагогике:
Современные дидактические принципы высшей и средней школы
Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом: Развивающее и воспитывающее обучение. Научность и доступность, посильная трудность. Сознательность и творческая активность учащихся при руков ...
Философско- педагогические теории пола
Философское наследие Н. Бердяева как источник педагогических размышлений и поиска вариантов педагогической гармонизации столь «несходных мировосприятий мужчины и женщины, порождающих драму человеческих отношений». Традиции отечественной фи ...