Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские педагоги ДОУ легко осваивают наиболее современные мировые тенденции в области образовательных технологий. Самое главное на этом пути – учитывать возрастные особенности детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в ДОУ.
Метод проектов связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в учреждении любого типа, в любой группе детского сада. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Основные требования к использованию метода проектов в ДОУ:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- проект – это «игра всерьёз», результаты её значимы для детей и взрослых;
- обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Для эффективного использования метода проектов в образовательном процессе дошкольного учреждения необходимо обеспечить постепенное практическое овладение этим методом педагогами:
1. проведение занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;
2. проведение комплексных блочно-тематических занятий;
3. использование в образовательном процессе интеграции:
- частичной (одно из направлений программы интегрируется с другим);
- полной (один из разделов интегрируется со всеми разделами программы);
4. использование метода проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Этапы разработки и проведения проекта в ДОУ:
1. постановка цели воспитателем;
2. вовлечение дошкольников в решение проблемы;
3. составление плана;
4. обсуждение плана с детьми и родителями;
5. обращение к специалистам ДОУ за консультацией;
6. составление плана-схемы проведения проекта вместе с детьми;
7. сбор информации;
8. проведение мероприятий основной части проекта;
9. домашнее задание;
10. самостоятельные творческие работы;
11. презентация проекта;
12. подведение итогов.
Таким образом, главное значение использования метода проектов в ЛОУ заключается в том, что он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, развивает адаптивность к ситуации школьного обучения.
Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает выбрать ребёнку наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет. Драматизации, детского дизайна;
2. ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно–практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её. Ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатели ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группой участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т.д.
Новое о педагогике:
Анализ динамики преступности в РФ в
последние годы
С началом социально-экономических преобразований появились выраженные колебания регистрируемых параметров преступности: спад в 1986-1987 годах и резкий всплеск с конца 1988 по 1992 года, затем не менее резкое замедление темпов роста и даже ...
Направления, формы и методы социально-педагогической поддержки детей с
девиантным поведением
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Система профилактики девиантного поведения ...