Отличные особенности теории Л.В. Занкова.
- Идея единства и взаимопроникновения линий развития психической деятельности.
- Построение экспериментальных программ по принципу дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.
- Разграничение при этом всегда идет в рамках принципа системности и целостности, которые подразумевают, что каждый элемент знаний должен усваиваться только в связи с другими и обязательно внутри определенного целого.
Теория развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина - дидактическая система, направленная на формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.
Трактовка понятия развития.
В.В. Давыдов поставил вопрос о возможности теоретической разработки новой системы обучения с направлением, обратным традиционному: от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному. Развивающееся в процессе такого обучения, мышление ребенка названо В.В. Давыдовым теоретическим, а само такое обучение – развивающим. При этом В.В. Давыдов опирается на исходные положения Д.Б. Эльконина относительно того, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет, прежде всего, через содержание усваиваемых знаний, производным от которого являются методы (или способы) организации обучения.
Таблица 1. Сравнительная характеристика теоретического и эмпирического мышления
Теоретические знания |
Эмпирические знания |
Сравнения предметов и представлений о них |
Анализ роли и функции отношения внутри целостной системы |
Открытие исходного отношения целостной системы |
Выделение формально общего свойства совокупности предметов |
Отражение внутренних отношений и связей |
Отражение внешних свойств предметов |
Связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы |
Выделение общего свойства как рядоположенного с особенными и единичными |
Выделение особенных и единичных проявлений целостной системы |
Подбор примеров, входящих в соответствующий класс предметов |
Символо-знаковые средства |
Средства фиксации – слова-термины |
Важными компонентами мышления являются такие действия, как анализ, планирование и рефлексия, имеющие две основные формы – эмпирико-формальную и теоретико-содержательную
Отличительные особенности теории:
- обучение должно быть направлено на создание зон ближайшего развития, способствующих формированию психических новообразований. Исследованиями научного коллектива было установлено, что традиционное начальное образование не создает необходимых зон ближайшего развития, а лишь тренирует и закрепляет те психические функции, которые в своей основе возникли и начали развиваться еше в дошкольном возрасте.
- основными линиями развития являются: формирование учебной деятельности и ее субъекта, абстрактно-теоретическое мышление и произвольное управление поведением.
- обучение ориентировано не только на ознакомление причинно-следственных связей, на превращение отношений в объект изучения.
2. Теория развивающего обучения З.И. Калмыковой – система обучения, направленная на развитие и формирование продуктивного (творческого) мышления.
Основные показатели творческого мышления:
Оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных.
Быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей.
«Восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение.
Беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторыми требованиями.
Способность найти новые непривычные функции объекта или его части.
Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса и существенным влиянием на умственное развитие.
Новое о педагогике:
Методика ознакомления с литературными
произведениями детей раннего возраста
С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова - знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. На основе ритмико-ме ...
Факторы и причины попадания детей в «группу риска»
Ребенок находится под влиянием окружающей среды все время своего существования. Причем эта среда носит не сколько природный, биологический характер, сколько социальный, и от этих социальных параметров, в том числе и воспитательных, складыв ...