Дидактические принципы развивающего обучения.
Проблемность обучения.
Индивидуальная и дифференциация обучения.
Гармоничное развитие различных компонентов мышления (конкретного, абстрактно-теоретического).
Формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
Специальная организация мнемической деятельности.
Отличной теорией данной теории является использование двух последних принципов: формирование алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности и специальная организация мнемической деятельности.
Таблица 2. Сравнительная характеристика приемов умственной деятельности.
Приемы алгоритмического типа (анализ, синтез, сравнение, обобщение) |
Приемы эвристического типа (конкретизация, абстрагирование, варьирование, аналогия) |
- развивают репродуктивное мышление -развивают рациональное мышление в соответствии с законами формальной логики - определят последовательность действительность действий с целью безошибочного решения задач |
- развивают творческое (продуктивное) мышление - ориентируют не на формально-логический, а на содержательный анализ проблем - непосредственно стимулируют поиск новых проблем, открытие новых знаний |
3.Теория развивающего обучения Н.Н. Поспелова – обучение, ориентированное на формирование мыслительных операций, которые выступают условием и средством организации развивающего обучения.
Обучение учащихся анализу и синтезу предполагает у них умения мыслить практически: разлагать объекты на составные части; выделять отдельные существенные стороны объекта; изучать каждую часть (сторону) отдельности как элемент единого целого; соединять части объекта в единое целое.
Мыслительная операция сравнения, связанная с установлением сходства и различия в предметах, явлениях. Процесса, является частным проявлением операции анализа и синтеза.
Важным компонентом теоретического мышления является операция обобщения. В процессе ее выполнения существенную роль играют абстрагирование и конкретизация. Так, при обобщении предметов или явлений происходит выделение общего. Свойства, которыми эти предметы отличаются от предмета и рассматриваются от предмета и рассматриваются в отрыве от него. Эти мыслительные действия Н.Н. Поспелов называется абстрагированием.
После абстракции мысль возвращается к конкретному уже не в прежнем виде, а обогащенной более глубоким знание. Обобщение – есть сам процесс перехода от менее общего у более общему, а абстрагирование позволяет осуществить этот переход.
Стадии формирования мыслительных операций:
стихийная, в ходе, которой ученик осуществляет операцию, но не осознает, как он это делает;
полустихийная, когда ученик, совершая операцию, осознает, как он это делает, но не понимает существа этой операции;
сознательная, когда ученик сознательно используют правила мыслительной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы.
В теории Н.Н. Поспелова отмечается, что невозможно одновременно обучать всем мыслительным операциям. Система такого обучения требует последовательного их введения.
Теория развивающего обучения Е.Н. Кабановой-Миллер – обучение, направленное на формирование приемов учебной работы (системы действий, служащих для решения учебных задач).
В проблеме развивающего обучения Е.Н. Кабановой-Миллер выделяет два круга вопросов:
- показатели умственного развития;
- условия, определяющие это развитие, т.е. организация обучения и формирование учебной деятельности.
Показатели умственного развития
Общим показателем умственного развития служит степень усвоения приема учебной работы. Это значит, что учащийся может использовать в решении новых задач, т.е. переносит известный прием в новую ситуацию.
В контексте развития мотивационной сферы умственной деятельности наиболее общий показатель развития выражается в повышении ее систематичности, организованности, продуктивности.
Приемы учебной работы:
- сравнение;
- обобщение;
- раскрытие причинно-следственных связей;
- наблюдение;
- составление характеристик изучаемых явлений;
- разделение существенных и несущественных признаков понятий.
Приемы управления учебной деятельностью.
Новое о педагогике:
Готовность детей к обучению, играя
Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности. В России к этой проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая пс ...
Дифференцированный подход к развитию личностного
потенциала девочек и мальчиков
Динамика понятия, сущность, формы дифференциации в современном образовательном процессе (А.Базарный, И.Бутусов, Е.Рабунский, Ю.Бабанский, И.Унт, И.Якиманская, Н.Гронлунд и Ф.Тайлер). Применение дифференцированного подхода связано с более э ...