Разработка качеств работоспособности, надежности и профессионального долголетия специалистов тесно связано с решением проблемы коррекции ПВК. Следует отметить, что до настоящего времени задачи воспитания и коррекции профессионально важных качеств специалистов, занятых на производстве, на различных предприятиях, практически не исследовалась.
Для обучения квалифицированных специалистов нужна постоянная оценка и коррекция профессиональной и психофизиологической готовности. Согласно анализу результатов научных исследований, а также из практики напрашивается вывод, что всем специалистам необходима индивидуальная система коррекции профессионально важных качеств. Изменения ПВК практикой физической культуры улучшает работоспособность и производственно-профессиональное долголетие специалиста. Обучение и коррекция профессионально важных качеств студентов Коломенского института МГОУ - одна из главных причин их надежности в будущей профессиональной деятельности.
В последующем изложении материала мы будем рассматривать воспитание и коррекцию как единый процесс, связанный с улучшением уровня ПВК, способствующий повышению психофизиологической готовности специалиста. Коррекция ПВК тесно связана с индивидуальным подходом физического воспитания студентов и в настоящее время является одной из главных проблем учебного процесса в ВУЗе. Следует учесть, что реализация возможности индивидуального обучения с учетом воспитания и коррекции ПВК конкретного студента с необходимым для него подбором средств и методов физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности, решения проблем профессиональной подготовки. Изучение научной литературы позволяет выделить следующие методы коррекции ПВК: психологические, медико-биологические и педагогические.
Изучение передового педагогического опыта говорит о том, что в настоящее время ВУЗы начинают обращать внимание на поиск новых технологий обучения, используя разнообразные методы социально-экономических, технических, педагогических и психолого-педагогических средств для оптимального учебного процесса. Это связано с тем, что в каждой науке, в том числе и в медицине, физическом воспитании, педагогике имеется тенденция к разнообразию научных знаний. В физическом воспитании имеется немалый опыт по этому вопросу.
Анкетирование (приложение 2) и интервьюирование преподавателей кафедры физического воспитания, преподавателей кафедр технических дисциплин, специалистов ОАО «Коломенский завод», экспертов по педагогике и медицине позволили дополнить и уточнить существующие средства и методы коррекции ПВК.
Педагогические методы коррекции. В высшей школе в последние годы происходит интенсивное изменение в учебном процессе. Специалисты отмечают, что овладение знаниями при современном развитии техники мобилизуют студентов на четкую организацию режима дня и рационального использования учебного времени и высокой продуктивности умственного труда[46].Перечень педагогических методов профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности представлен в таблице 10.
Такие методы проходят в основном в форме занятий физическими упражнениями и занятиями спортом. Форма коррекции в данном случае состоит в том, что после утомления некоторых мышц во время производственной деятельности или во время занятий по физ. воспитанию, следует выполнять движения с нагрузкой на группу мышц, не принимавших заметного участия в производственной деятельности или на учебно-тренировочных занятиях. Эффективность восстановительного процесса проявляется также при переключении с одного вида работы на другой.
Основными приемами воспитания и коррекции являются педагогические методы, так как они определяют правильное сочетание нагрузок, восстановления, режима на всех этапах многолетней физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.
Таблица 10 Педагогические методы коррекции
Рациональное планирование физкультурно-оздоровительного процесса. |
Оптимальное построение учебно-тренировочного занятия |
Ведение здорового образа жизни |
Практически и научно обоснованное перспективное планирование физкультурно-оздоровительной деятельности. - Соответствие тренировочных процессов микро, мезо и макроциклов. - Разнообразие средств и методов физического воспитания. - Оптимальное соответствие тренировочной нагрузки уровня функциональной и физической подготовленности. -Планирование тренировочного процесса, соблюдая дидактические методы. - Врачебно-педагогические наблюдения. |
Выполнение учебно-тренировочного занятия, соответствующего данному циклу тренировки. - Выполнение в подготовительной части занятия общей и специальной разминки. - Включение специальных физических упражнений в основную часть занятия. - Обязательное проведение заключительной части учебного занятия. -Оптимальность тренировочной нагрузки индивидуальным возможностям. - Рациональное использование восстановительных дыхательных упражнений и упражнений на расслабление. - Чередование нагрузки и отдыха, их преемственность и последовательность, регулярность занятий. Объективная оценка результатов, сознательность, заинтересованность. - Самоконтроль врачебный и педагогический контроль. |
Рациональность учебного и производственного труда и быта. - Культура поведения и общения. - Культура поведения в сексуальных отношениях. - Самоорганизация и самоуправление. - Формирование рациональных режимов питания, сна, пребывания на открытом воздухе, двигательной активности. - Культура санитарно-гигиенических норм. - Закаливание. - Отказ от вредных привычек - организация труда и отдыха. |
Новое о педагогике:
Понятие педагогической технологии
В последнее время образовательное пространство России бурно заполняется не только различными новыми и новейшими технологиями, но и псевдотехнологиями, для которых характерно прежде всего безответственное отношение их авторов к самому терми ...
Социальная среда как условие воспитания ребенка
Социальная среда – совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп. Социальная среда оказывает основное воздействие на формирован ...