После больших физических нагрузок и психически нервных напряжений используются транквилизаторы и седативные средства (амизил, мебикар, седуксен, тауремигин, мозепам и др.), для снятия невротического состояния.
Физические упражнения занимают преимущественное место в комплексе медико-биологических методов коррекции и восстановления работоспособности. Рациональное применение физических упражнений как педагогических и медико-биологических приемов коррекции помогает эффективному восстановлению различных органов и организма в целом после напряженной трудовой и физкультурно-спортивной деятельности. Различные упражнения на растягивание мышц особенно полезны. Во время выполнения этих упражнений от опорно-двигательного аппарата поток импульсов направляется в нервные центры, что способствует возникновению в ЦНС возбудительных процессов. Такие упражнения помогают восстановлению физической работоспособности при большом утомлении после сильных физических нагрузок. Происходит также улучшение подвижности в суставах, ухудшенной в результате укорочения связок, сухожилий, мышц в процессе статических напряжений при трудовой и физкультурно-спортивной деятельности. Упражнения на расслабление вызывают в организме убыстрения крово- и лимфообращения, активизацию устранения усталости, ускорения процессов выведения углекислого газа.
Силовые и скоростно-силовые упражнения применяются для улучшения кровообращения, ускорения обмена веществ, компенсации ухудшенной силы и скорости сокращения мышц, положительно воздействуют на укрепление сердечно-сосудистую и дыхательные системы.
Изометрические упражнения оказывают положительное воздействие на предупреждение атрофии мышц.
Упражнения на координацию движений применяются для создания нужного настроя на профессиональную и физкультурно-спортивную деятельности, восстановление и совершенствование нарушенного ритма дыхания в результате утомления.
Корригирующие упражнения применяются для укрепления и восстановления грудной клетки, стоп, позвоночника и других опорных частей тела до нормального состояния после травм и различных повреждений. В таких упражнениях направленного действия, выполняемых из конкретных исходных положений, используются силовое напряжение с растягиванием. Исправлению сутулости помогает выполнение круговых вращений в суставах, укрепление мышц спины и упражнений на растягивание грудных мышц.
Психологические методы коррекции в профессиональной и физкультурно-спортивной деятельности отражены в таблице 12.
Психологические методы коррекции внедрились в физкультурно-спортивную деятельность преимущественно в последние годы. С применением психологических воздействий достигается снижение уровня психической угнетенности, нервно-эмоционального напряжения, быстрее обеспечивактся восстановление затраченной нервной энергии и значительно эффективнее воздействовуют на убыстрение процессов восстановления во многих системах организма.
Согласно таблице 12, рассмотрим психопрофилактические средства, как наиболее эффективные и доступные.
Аутогенная психорегулирующая тренировка – это метод психологической коррекции, одно из средств психической саморегуляции, когда человек внушает самому себе при помощи мысленных образов, словесных формул, самовнушения, это благотворно воздействует на организм человека, на его системы и отдельные органы, повышая их деятельность и восстанавливая после усталости или других негативных состояний. Воздействие А.Т. осуществляется посредством самовнушения и самогипноза.
Психическая саморегуляция может проходить в специально предназначенном для этого помещении или на занятиях по физической подготовке, а также в домашних условиях.
Одним из методов гипнотизации и самогипнотизации является психорегулирующая аутогенная тренировка. Этим методом, основу которого составляет современная физиология, может овладеть практически каждый обучающийся, верящий в действенность аутотренинга и имеющий некоторый запас терпения.
В физкультурно-спортивной деятельности используются новые приемы аутотренинга, представляющие собой определенные разработки методов для психокоррекции с применением приемов мышечного расслабления и дыхательных упражнений с удлиненной фазой выдоха, которые были использованы в некоторых тестах с участием спортсменов из различных видов спорта.
Таблица 12. Психологические методы коррекции
Психогигиена |
Профилактика |
Психотерапия |
-Наличие и формирование целевых установок. -Сохранение и укрепление психического здоровья благодаря соблюдению здорового стиля жизни. -Культура межличностного общения и поведения в семье, коллективе. - Создание условий для предупреждения психического перенапряжения и отрицательных хронических эмоций. -Самоуправление, самоорганизация. э- Самоконтроль. |
-Мотивация деятельности. -Формирование ценностных ориентаций. -Профессиональная ориентация. -Профессиональный отбор. -Специальные психологические мероприятия по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций. -Использование специальных физических упражнений. -Врачебно-педагогические наблюдения и контроль. |
1.Коррекция жизнен-ных установок и ценностных ориентаций. 2.Психическая саморегуляция. -самовнушение; -аутогенная тренировка; -мышечная релаксация; -дыхательная гимнастика; -тренинг социальных умений. 3.Специальная психо- терапия с помощью: -врачебных консультаций; -специальной психи-ческой тренировки; -логического мышления; -компьютерных игр; -социально-психологического тренинга. |
Новое о педагогике:
Принцип сенситивности
Дидактический материал Монтессори по своей структуре и предметной логике соответствует сензитивным периодам развития ребенка. Монтессори выделяла шесть основных сензитивных периодов в развитии детей до шести лет: СП развития движений (0-6 ...
Методы и приёмы развития речевого этикета
1. Обращение взрослых и сверстников Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать. Также смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят дружить с ними и для этого подс ...