Изучение словарного запаса детей с ЗПР, имеющих речевые недостатки, выявило его ограниченность и своеобразие. Многие понятия неполноценны, -сужены, неточны, а иногда и ошибочны. Дети не знают многих слов не только абстрактного и конкретного значения. При назывании предметов общим словом сбиваются на группировку по ситуации, по несущественным признакам, внешнему сходству. При этом они пользуются не общепринятыми словами, а собственными неточными или неверными обобщениями. При назывании слов с противоположным значением пользуются образованием нового слова с использованием отрицания (не).
Недостатки лексико-грамматического строя были обнаружены у большинства обследованных детей. Трудность вызывают задания: составить предложение по опорным словам, вставить нужный предлог, много ошибок допускали при согласовании имени существительного и числительного, при образовании форм множественного числа имен существительных.
Результаты обследования словаря
Таблица 6
№ п/п |
Имя, Ф. |
Назвать по описанию |
Назвать общим словом |
Назвать детеныша |
Назвать антоним |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Лена Б. |
яблоко + солнце + |
мебель + посуда + одежда + транспорт + |
жеребенок + цыпленок + поросенок + кошечка + |
большой – маленький + высокий – низкий + узкая – широкая + |
2 |
Антон В. |
ягодка – печка - |
мебель + где спят – где едят – много людей- |
лошадка – собака - ? свинья - ? цыпленок + |
большой – небольшой - высокий – маленький - узкая – большая - |
3 |
Вася М. |
помидоры – батарея _ |
деревянное – стеклянное – одевают – железное - |
лошаденок – собаченок – свиненок – цыпленок - |
большой – маленький + высокий – невысокий - узкая – длинная - |
4 |
Женя В. |
яблоко + огонек – (солнце) |
мебель + посуда + одежда + на нем ездят - |
лошадочка – собачунька – свинюшка – курочка - |
большой – небольшой - высокий – невысокий – узкая - неузкая |
5 |
Сергей Т |
клубника – луна - |
посуда + комната – в шкафу лежит – с колесами - |
жеребенок + щенок + мал. курочка свинушка - |
большой – маленький + высокий – низкий + узкая – широкая + |
Новое о педагогике:
Методика составления тестов
Как известно, человеческое восприятие и мышление имеют вероятностную структуру, а поэтому с помощью теории вероятности удаётся более полно предвидеть, как будет протекать процесс усвоения учебного материала, заранее определять необходимые ...
Содержание проблемных ситуаций на уроках математики
А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия ...