Выполняя эти упражнения, ребенок постоянно опирается на слуховое восприятие и оральный образ звука, произносимого логопедом. В процессе работы развивается и совершенствуется слуховое внимание, слуховая память, фонематические процессы.
На втором этапе обучения, когда опоры снимаются, ребенок руководствуется своими представлениями о звуке, его артикуляции. Ребенка учат опознавать изучаемый звук в собственной речи (отбор изображения предметов, в названии которых есть изучаемый звук, когда бы этот звук находился в начале, середине, в конце слова, подбор изображений к заданной схеме.)
Соотнесение фонемы с соответствующей буквой. Системно разработанных заданий по изучению самой буквы в литературе нет, хотя в ней имеются упражнения, направленные на соотнесение звука и буквы. В этом случае буква связывается не с изолированно произнесенным звуком, а с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, определяемые положением его в слове. Таким образом, исключается механическая связь буквы и звука. Кроме того, буква является своеобразной зрительной опорой, которая стимулирует правильное произношение и восприятие звука. Для лучшего усвоения изучаемый звук соотносится с определенным образом буквы (сравните буквы з с очертаниями змеи, б - белки, д - дятла и т.д.) и одновременно анализируются основные моменты артикуляции, обращается внимание на оральный образ звука. Всестороннее изучение каждой буквы особенно важно для детей с нарушениями оптического восприятия графического образа букв, сходных по написанию. Учащиеся с ЗПР медленно запоминают буквы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, искажают звуковой состав слов и испытывают в дальнейшем большие трудности в соотнесении прочитанного слова с названием предмета.
Для всестороннего изучения буквы В.Я.Салахова разработала карточки, содержащие задания на воспитание графического чувственного и материального образов букв по системе, включающей два вида заданий:
I вид - задания на аналитические действия с соответствующими этапами - приемами:
Узнай среди других букв сколько раз написаны:
печатная буква (применяется разный шрифт);
заглавная;
строчная.
Этапы - приемы: наблюдение (узнавание) буквы, вычленение буквы из группа схожих букв.
С какими буквами похожа?
Чем отличается?
Из каких элементов состоит?
Стихотворение про букву (выучить)
Этапы - приемы: сравнение и нахождение отличий от других схожих букв, соотнесение с чувственным образом.
II вид - задания для закрепления буквы, содержащие комплекс практических действий:
выложи букву из мозаики, шнурков, элементов;
слепи из пластилина;
нарисуй другим цветом
Этапы - приемы: воспроизведение буквы из различного материала, развитие мелкой моторики.
Одновременно с уточнением всех тонкостей, включая и то, что одна буква может обозначать два звука (л - л') или ни одного (ь) переходя от буквы к букве, дети вырабатывают систему изучения новой буквы, осваивают приемы анализа, умения сравнивать с другими буквами (ранее изученными или еще незнакомыми), синтеза, выстраивают самостоятельный рассказ о букве, по этой же карточке и оценивают правильность своих действий, осуществляя работу над связной речью.
Новое о педагогике:
Техническое
конструирование, творчество и профориентация
В настоящее время все больше и больше уделяют внимания развитию мышления и творчества учащихся и студентов педагогического направления. В связи с этим в школах внедряют кружки, а в вузах читают спецкурс и проводят практические занятия по и ...
Лингафон и управление процессом обучения аудированию
Первые лингафонные устройства появились более 40 лет назад, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приёмов обучения. Хотя эти устройства и назывались лингафонными, большинство из них уже в то время включа ...