Для выработки контроля у детей данной категории необходимо применять многочисленные приемы из методики Ш.А.Амонашвили, например, когда логопед "нечаянно ошибается", Дважды посчитает одну и ту же букву или пропустит ее, или "спутает" с похожей и т.д., а дети поправляют его, доказывая правильность своих ответов.
Это помогает воспитать у детей контроль за действием учителя, товарищей, организовывать взаимопроверку у детей.
Нарушение письма у детей изучается давно, но до настоящего времени этот вопрос остается одной из актуальных проблем логопедии.
При анализе дисграфических ошибок у детей с ЗПР выяснилось, что наиболее распространенными являются пропуски гласных, согласных и замены букв, которые свидетельствуют о том, что учащиеся данной категории (с ЗПР) не вычленяют все звуковые компоненты слова, последовательность звуков в слове, испытывают трудности звуко-буквенного анализа.
"Узловым образованием", связывающим различные формы речевой деятельности - звукопроизношение, чтение, письмо, является звуковой анализ. Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка. Кроме того, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове. В литературе приводятся данные о том, что к моменту поступления в школу дети с ЗПР осуществляют звуковой анализ значительно хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники. Появление трудностей, связанных с недоразвитием фонематического слуха, при обучении грамоте детей с ЗПР закономерно, т.к. пониженная познавательная активность, " достигая степени самостоятельной аномалии", может привести к отклонению в речевом развитии.
Для усвоения учащимися звукового анализа слова, кроме вербальной помощи логопеда, используется и материализация действия выделенных звуков. Учащийся получает карточку, на которой нарисован предмет и дана схема звукового состава слова - названия этого предмета. Схема состоит из клеток, соответствующих числу звуков слова. Логопед произносит слово, интонационно последовательно выделяя фонему за фонемой. Учащийся фиксирует каждую фонему, помещая одну из полученных фишек в очередную клетку. Получается пространственная модель слова (Репина З.А. 1988 г.) (34).
Графическая схема и фишки являются средством фиксации каждой выделенной фонемы и контроля за правильностью полученного результата. Так, если ребенок заполнил не все клетки, значит, он выделил не все фонемы. Далее последовательное выделение звуков в слове происходит без готовой схемы. Дети сами выкладывают эти схемы без фишек, вычеркивают карандашом. Учащиеся записывают слова без букв. Затем дети анализируют звуковой состав слова только на основе проговаривания вслух. Действие звукового анализа считается сформированным, если ребенок самостоятельно выделяет на слух из слова входящие в него звуки и определяет их последовательность.
Новое о педагогике:
Организация и методы изучения уровня развития мелкой и
артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР
Для выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проходил на базе МДОУ г. Ростова-на-Дону № 5. Дети им ...
Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала
школьника
С середины двадцатого века измерение творчества стало одним из главных направлений психологического тестирования. Основоположниками этого направления были американские психологи Дж. Гилфорд и Э. Трранс. Они создали тесты креативности для и ...