Вторая интонационная конструкция (ИК-2)
употребляется в вопросительных Предложениях с вопросительными словами (кто,
что
, где, почему)
и в
предложениях с обращением, волеизъявлением (требование, приказ) и противопоставлением. В вопросительных предложениях ударная часть произносится с незначительным повышением тона и усилением словесного ударения. Предударная часть произносится средним тоном или тон немножко повышен. На заударной части тон понижается ниже среднего. Центр интонационной конструкции находится на вопросительном слове, выраженном местоимением или наречием; Кто
читает книгу? Какая
это книга?
Учащиеся-дагестанцы не все умеют повышать тон на ударном слоге выделенного, слова, вопросительное предложение дети произносят средним тоном. Эти недостатки учитель должен иметь в виду при работе над данной интонационной конструкцией. В родных языках учащихся вопросительные предложения различаются по составу. Они совпадают по движению тона с повествовательными предложениями. В вопросительных предложениях с вопросительными словами русского языка тон несколько понижается к концу предложения, но он более высок, чем в повествовательных предложениях. Например; Мадина рисует. Что рисует Мадина? В первом предложении тон при произношении слова рисует
ниже, чем при произношении слова Мадина
во втором предложении.
В побудительных предложениях с обращением, волеизъявлением – приказ, требование – ударная часть произносится с сильным повышением голосу, а к концу слога тон понижается, т.е. высота тона меняется на Протяжении одного слога.
- Смотрите, я сам пуговицу к рубашке пришил! Оля, мама и бабушка посмотрели и сказали:
- Молодец! (из рассказа «Пуговица».)
Интонации повествовательных (ИК-1
), вопросительных и побудительных (ИК-2)
предложений являются самыми распространенными в русском языке. В вопросно-ответных упражнениях, диалогах реализуется эти интонационные конструкции, При чтении текстов, выполнении упражнений учителю необходимо учесть особенности этих интонационных конструкций.
Третья интонационная конструкция
(ИК-3)
употребляется в вопросительном предложении без вопросительного слова, при повторении вопроса собеседника, ответе, выражении просьбы и незавершенности высказывания. Вопрос в этих предложениях выражается только интонацией, а интонационным центром является ударный слот' выделенного вопросом слова. Слово, в котором заключен вопрос, произносится более высоким тоном. На ударном слоге выделенного слова тон резко повышается, т.е. ударная часть начинается с более высокой точки, чем предударная, В пределах слога тон продолжает повышаться и, достигнув вершины, резко падает. Предударная часть произносится па среднем тоне. На заударной части происходит резкое понижение тона ниже среднего.
Как и в повествовательном, в вопросительном предложении имеется смысловой центр высказывания, т.е. образуется вопрос при помощи логического ударения. Логическое ударение падает на то слово, в котором заключен вопрос, и это же слово произносится более высоким тоном.
—Твои
друзья идут на каток? (Смысл: не кто-нибудь, а твои.)
—Твои друзья идут на каток
? (Смысл: па каток, а не в кино.)
– Твои друзья
идут па каток? (Смысл: друзья, а не братья.)
При чтении этого типа интонационной конструкции важно, чтобы дети умели правильно найти слово, в котором заключен вопрос. Отработку произношения следует начать с односложных предложений: Читает? Рисует? Решает? При чтении утих предложений необходимо добиваться повышения тона на гласном ударного слога центра и понижения тона па заударной части.
После отработки интонации односложных предложений рекомендуется перейти к полным предложениям, постепенно распространяя эти предложения: Oн? Он читает? Он читает книгу?
При работе над этой конструкцией можно использовать предметные картинки:
—Это мяч? – Да, это мяч.
—Это карандаш? – Да, это карандаш.
Четвертая интонационная конструкция
употребляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом а:
– Ты идешь в школу? А брат?
Ударная часть произносится на низком тоне, затем тон повышается (А брат? А сестра?).
Новое о педагогике:
Направления логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения
у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении профессором Ф. А. Рау, профессором М. Е. Хватцевым и другими логопедами. Цель логопедического воздействия - исправление ...
Общая
характеристика виктимности
В настоящее время существуют два подхода к формулировке основных понятий учения о жертве преступления. Первый, сциентистский, основывается: на формально-логическом анализе существующих воззрений и определений иных авторов; на выборе наибол ...