Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Новое в образовании » Методическая система воспитания орфоэпической культуры младших школьников на уроках чтения » Формирование у младших школьников навыков правильного произношения, постановки ударения и интонации

Страница 8

Правильному интонированию русских предложений нужно учить так же, как и произношению русских слов. Неправильное интонирование затрудняет процесс общения. Поэтому в общей системе обучения русскому языку в дагестанской национальной школе интонация должна занимать одно из ведущих мест. Интонационные конструкции дагестанских языков отличаются от интонационных конструкций русского языка. Повествовательные предложения в некоторых дагестанских языках отличаются от вопросительных по составу, а интонационно не отличаются: восходящий тон в дагестанских языках существенно не отличается от нисходящего и т.д. Па начальном этапе обучения не даются какие-либо теоретические сведения об интонации. Навыки правильного интонирования вырабатываются практически – в потоке живой речи. Учителя начальных классов должны знать особенности основных типов интонационных конструкций. Обучение русской интонации в начальной школе должно опираться на теорию Е.А. Брызгуновой об интонационных конструкциях. Система Е.Л. Брызгуновой включает в себя набор из семи типов интонационных конструкций (ИК). На начальном этапе можно ограничиться тремя типами ИК.

В ИК, как и в слове, выделяются предударная (предцентровая), ударная (центр) и заударная (постцентровая) части. Предударная и заударная части могут состоять из одного и нескольких слогов, которые произносятся слитно.

Первая интонационная конструкция

(ИК-1) – интонация повествовательных предложений. Интонация повествовательного предложения выражает законченность, завершенность мысли. Центр интонационной конструкции находится в конце предложения. Предударная часть произносится па ровном среднем тоне, на ударной части тон понижается ниже среднего, еще ниже тон при произношении заударной части: Кончились каникулы.

В данном предложении слог – ни

в слове каникулы (ударный слог центра ИК) является центром ИК. Предударная часть произносится в среднем тоне, В ударной и заударной частях происходит понижение тона ниже среднего. В повествовательных предложениях глазное по смыслу слово может находиться не только в конце, но и в начале и середине предложения.

Возьмем отрывок из текста: «Ребята долго гуляли в лесу. Наконец они устали». В первом предложении ударный слог в слове ребята

произносится сильным и низким тоном (большую силу тона не следует путать с высотой тона), на слово ребята

падает логическое ударение, так как мы узнаем о ребятах.

Во втором предложении слово они

входит в предударную часть и произносится более высоким и слабым тоном, а самым сильным тоном произносится ударный слог слова устали

– на него падает логическое ударение. Кроме логического ударения в предложении бывают и синтагматические ударения. Синтагмы – это отрезки, на которые членится предложение, состоящее из группы слов, связанных по смыслу. После произношения синтагмы делается пауза. В каждой паузе выделяется свое основное (синтагматическое) ударение.

Возьмем предложение из текста «Ежик»: «Мальчики поймали ежика и понесли его домой».

В первой синтагме: Мальчики поймали ежика

синтагматическое ударение падает на слово ежика

(логическое ударение падает на слово мальчики),

во второй синтагме и понесли его домой

синтагматическое ударение совпадает с логическим – оно падает на слово домой.

Логическое ударение в предложении одно (в данном предложении основным словом является мальчики,

смысл предложения таков: мальчики поймали ежика, а не девочки), а синтагматических ударений может быть столько, на сколько синтагм членится предложение. В простом предложении логическое ударение падает на слово, которое выражает новое понятие. В предложении «Мама работает

в колхозе, на ферме»

логическое ударение падает на слово мама.

Во втором предложении «Моя мама – доярка»

новое понятие выражает слово доярка,

и логическое ударение падает на это слово.

В текстах и заданиях встречаются предложения, в которых есть противопоставляемые слова. В предложении «Камиль читает», а «Мадина пишет» логическое ударение падает на сопоставляемые слова читает, пишет.

При совершенствовании интонации повествовательного предложения учитель должен знать, что в речи учащихся встречаются такие интонационные ошибки, как произношение отдельных слов с паузами, замедленный темп речи и др. Навыки правильного интонирования повествовательных предложений необходимо развивать на основе вопросо-ответных упражнений и диалогов. Учитель должен следить, чтобы при ответе на вопрос учащиеся правильно соблюдали интонацию точки. Отработать интонационные конструкции этого типа можно при составлении описаний картинок.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Новое о педагогике:

Опоры и ориентиры для преодоления трудностей аудирования
Для преодоления трудностей аудирования объективного характера (наличных в аудиотексте) необходимо выходить из факторов, которые облегчают восприятие речи на слух. Первую очередь это ритмика, паузация, мелодичность и логическое ударение (эт ...

Подготовка учителя к использованию познавательных заданий историко-математического характера
Одна из возможностей формирования творческого мышления учащихся – развитие их познавательных способностей. Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста, является использован ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru