Понимая детское творчество как познание жизни, она делает попытку найти причины своеобразного изображения детьми явлений окружающей действительности, и намечает два пути:
через ознакомление детей с материалом;
через создание ими образа в рисунке.
Рассмотрим пути формирования творчества по Н.А.Ветлугиной. Они весьма своеобразны, и лишены той обычной выстроенности, которая характерна для процесса обучения. Можно предположить, что возникновение творческого начало в детской художественной практике носит поэтапный характер. На первом этапе роль педагога заключается в организации тех жизненных наблюдений, которые влияют на детское творчество. Если ребенку предстоит отражение жизненных впечатлений в сказке и рисунке, то его надо учить, прежде всего, образному видению окружающего.
Второй этап – собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, с поисками средств осуществления.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен уже планировать свою творческую деятельность и в связи с этим видоизменяться и характер педагогических воздействий. Последовательность формирования творчества зависит:
От процесса возникновения и становления формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями);
От путей становления творческого образа у детей (замысел – поиски средства воплощения);
От последовательности меняющихся взаимоотношений взрослого и детей (показ процесса творчества - частичное соучастие в нем – самостоятельная игра детей). Этапы творческого процесса есть в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого. В процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
Кудрявцев В , Синельников В., выделяют универсальные характеристики детского творчества как: реализм воображения и умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование.
Под реализмом воображения и умения видеть целое раньше частей подразумевается, что реализм воображения и умение видеть связаны друг с другом и рассматривают в едином ключе. Распространен взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлет от нее. И чем дальше этот «отлет», тем более творческими по своей оригинальности считаются образы воображения.
Детям приписывают дар видеть то, чего не замечают взрослые, - вплоть до не видимых лучей, порождаемых энергией органов чувств. Для того чтобы постичь реальное значение предмета, ребенок должен его вообразить, взглянуть на него с необычной и парадоксальной точки зрения. Воображение повторяет ребенку путь вхождения в человеческую культуру. Посредством воображения он осваивает значение тех предметов, которые составляют ее исторически развивающееся содержание. Например, овладеть нормами родного языка ребенок не сможет без свободного экспериментирования с материальным телом слова, без того, что называется детским словотворчеством. Выполняя эту функцию в психическом развитии ребенка, воображение выступает не отдельным психическим процессом, а всеобщим свойством сознания, универсальным корнем всех его основных духовных проявлений.
При помощи воображения человек выделяет те свойства, которые хотя и скрыты, но специфика для данного объекта и наиболее рельефно отражают его общую, целостную природу воображение и творчество – непроизвольное «впитывание» в объект, не разрушение его целостности; наоборот, это ее достраивание в согласии с особенностями объекта.
Следующая универсальная характеристики творчеств, которую выделяют Кудрявцев В, и Синельников В, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Здесь творчество понимается как выбор альтернатив в ложных и неопределенных условиях. Само наличие ситуации выбора считается ключевой предпосылкой свободы творчества, воли, совести. Но, достаточная информационная база для принятия решения не гарантирует адекватности выбора. Необходимо активное участие «выбирающего» в становлении альтернатив в их «судьбе».человек развитый в творческом и нравственном отношении, решал значимую для себя проблему, никогда не станет выбирать из совокупности готовых, извне навязанных альтернатив, сложившихся независимо от него. Но выбирая, он либо отдает предпочтение какой-либо из тех альтернатив, в формировании которых сам принимал участие, либо добавляет к ним новое. Проведенный эксперимент с историей про гномиков показал, что дети не всегда используют дарованную им взрослыми «свободу выбора» из готовых альтернатив. Нередко идут по пути сопротивления, раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставит перед нами, мир взрослых. Показатель творческого развития человека не умение осуществлять выбор, а продление диктата выбора, создание конструктивной альтернативы самому выбору.
Новое о педагогике:
Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения
имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи
Результаты констатирующего эксперимента показали необходимость проведения коррекционно-логопедической работы по формированию словоизменения существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи. Теоретической основой логопедической раб ...
История макияжа и косметики
Слово "макияж" имеет французские корни, и в русский язык вошло недавно, всего пару десятков лет назад. Однако история макияжа началась еще много веков назад. Слово "косметика" имеет греческое происхождение от слова &quo ...