В работах Л.С. Выготского раскрыты основополагающие характеристики детского воображения. Детское воображение развивается относительно независимо от интеллектуальной сферы и недостаточно контролируется ребёнком. Неприхотливость детской фантазии создаёт ложное впечатление её богатства. О бедности детского воображения и одновременно о его яркости, большом влиянии его на «неокрепшую душу ребёнка», говорил ещё К.Д. Ушинский. Л.С. Выготский также отмечал, что образы воображения строятся из элементов, взятых из опыта человека.
Опыт ребёнка мал, а значит детское воображение беднее взрослого. В то же время Л.С. Выготский отмечал и объяснял яркость, свежесть, эмоциональность насыщенность образов воображения у детей и большое доверие ребёнка к продуктам своего воображения.
Так Л.С. Выготский, силу творчество, видит в многообразных формах связи воображения с действительностью. В исследованиях ученого доказано, что благодаря этим формам связи воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной действительности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения, к воплощению продуктов воображения в реально существующие, которые снова воздействуют на человека. Данный автор указывает что, творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей это новое ни казалось. Огромная часть из всего созданного человечеством . Выготский Л.С. говорит о том, что продукты воображения реализуются в конкретные вещи, результаты детского творчества, которые снова воздействуют на воображение ребенка. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества. В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Одно из важнейших условий развития детского изобразительного творчества - это появление собственно изобразительной деятельности у ребенка дошкольника.
Основными условиями развития детского изобразительного творчества Григорьева Г.Г., считает:
- широкий подход к решению проблемы. Игра, художественная деятельность предоставляют для ребенка большие возможности. Взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.
– организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
– единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними.
- обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. То есть в сферу обучения входят, и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел.
В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым важное условие творческой активности ребенка на занятии.
- атмосфера творчества. То есть стимулирование взрослым такого состояния у детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Теплов Б.М., указывает на искренность как главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. «Без нее все другие достоинства теряют значение…»при таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощенно, смело, комфортною это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Создание атмосферы творчества во многом зависти от общей культуры педагога, понимания существа дела.
Новое о педагогике:
Формирование общеучебных умений в курсе технологии
Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит от сформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного, сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же умений необход ...
Роль оздоровительных мероприятий в формировании здорового образа жизни
младших школьников
В течение всего периода практики пробных уроков и преддипломной практики, пройденной в МОУ Шульгинской сош в начальных классах, нами были проведены мероприятия с целью сохранения и укрепления здоровья младших школьников такие как: уроки по ...