Эти критерии можно использовать и для оценки детских работ воспитанников не только старших групп, но и других возрастных групп, корректируя, однако, их в зависимости от возраста детей, выпуская те из показателей, которые сложны для более младших возрастов.
Исходя из признания того, что детская изобразительная деятельность
по своим объективным возможностям носит творческий характер, Ветлугина Н.А. выделяет следующие показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей:
отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в изобразительном творчестве;
способы творческих действий;
качество детской продукции.
В первую группу входят искренность, правдивость, непосредственность
переживаний; развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации; увлеченность, захваченность деятельностью; специальные художественные способности; видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. Очень важно для педагога заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта необходимо развивать творческие «устремления» детей, на уровне «хочу» и «могу». Без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира - основа таких устремлений. На этом этапе и проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого мировосприятия возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям, что волнует его. Если у ребенка отсутствует своеобразное восприятие мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Большое влияние на развитие способностей ребенка-дошкольника оказывают взрослые.
Вторая группа выявляет качество способов творческих действий. В нее входят:
дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;
самостоятельные поиски наилучшего решения заданий;
нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно),
самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;
быстрота реакций, находчивость в действиях.
Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны педагога целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества:
нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств воплощения образа;
индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Таким образом, в нашей работе основными показателями развития детского изобразительного творчества будут выступать следующие критерии:
Новое о педагогике:
Сотрудничество с родителями
Обогащение игрового опыта дошкольника, развитие его игровых навыков и умений - задача, эффективность решения которой зависит не только от воспитателей детского сада, но и от участия семьи. В связи с этим мы использовали следующие формы и м ...
Основные принципы и методы перевоспитания осужденных
Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации и воспитателей пенитенциарного учреждения учета следующих принципов: 1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности. Цель определяется как начальная пе ...