Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).
Строение предмета: части предмета расположены, верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).
Передача пропорций предмета в изображении (верно, передано, с изменением, неверно)
Композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии)
Цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски)
Уровень самостоятельности выполнения работы рисунка
Оригинальность изображения (необычность; отступления от стандартов; шаблонность)
Устойчивость интереса (сохраняется в течение всего процесса; периодически пропадает; интерес отсутствует)
Обогащение замысла
Передача движения
Проведя теоретический анализ подходов к обоснованию показателей детского изобразительного творчества, мы пришли к выводу о том, что осуществление индивидуального подхода, основанного на изучении индивидуальных различий детей, позволяет повысить эффективность в развитии детского изобразительного творчества, проявлении ими индивидуальности в решении изобразительных задач.
Проблема изобразительного творчества рассматривается в исследованиях Флериной Е.А, Выготского Л.С., Теплова Б.М., Ветлугиной Н.А., Комаровой Т.С., Казаковой Т.Г., Мелик-Пашаева А.А., Григорьевой Г.Г. и др
В психолого – педагогической литературе мы можем встретить широкий круг подходов к определению понятия творчества. В нашей работе под творчеством мы будем понимать деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Сам же творческий процесс рассматривается как потребность в новизне, как проблемная ситуация, требующая от субъекта открытия нового способа, действия или знания, которое обеспечивает решение в творчестве. Именно в субъективном значимом продукте ребенок создает выразительный и оригинальный образ.
В процессе творчества происходит изменение личностных качеств, ребенок становится самостоятельным, инициативным, эмоционально-увлеченным в творческую деятельность. Творчество ребенка значимо, оно самоценно.
В настоящее время активно идет поиск новых форм, методов, способов развития детского изобразительного творчества.
Среди показателей развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста рассматриваются отношения, интересы, способности детей, а именно творческое воображение, увлеченность, захваченность деятельностью, адекватность использования средств воплощения образа (линии, цветовое пятно, ритм линий, ритм пятен, штрихи, точки).
Опираясь на исследование Комаровой Т.С., в качестве критериев изучения уровня развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста мы выделяем:
Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).
Строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).
Передача пропорций предмета в изображении (верно передано, с изменением, неверно)
Композиция (по всему листу, на половину листа или на одной линии)
Цвет (реальный цвет, есть отступления от реальной окраски)
Уровень самостоятельности выполнения работы рисунка
Оригинальность изображения (необычность; отступления от стандартов; шаблонность)
Устойчивость интереса (сохраняется в течение всего процесса; периодически пропадает; интерес отсутствует)
Обогащение замысла
Передача движения
Таким образом, теоретическое изучение проблемы развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста , привело нас к мысли, что одним из путей развития является использование разнообразных техник. Считаем, что большие возможности в творческом развитии детей старшего дошкольного возраста заключаются в технике батик.
Новое о педагогике:
Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева) Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задерж ...
Образовательная область «Технология». Формы и методы обучения
Разделы образовательной области «Технология» сориентирован на воспитание, формирование активной творческой личности, умение планировать свою работу, корректировать и оценивать результаты труда, применять полученные знания, навыки и информа ...