Тесное сотрудничество А.А. Мелик-Пашаева с З.Н. Новлянской, Г.Н. Кудиной, создавших свою программу литературного развития учащихся 1-10 классов и воплотивших ее в практику школы, еще раз убеждает в правильности его выводов. Интересна его идея об интегрированном (без употребления этого термина) развитии эмоционального отношения детей к жизни на всех дисциплинах художественного цикла.
Изучение возможностей и условий целенаправленного развития эмоционального отношения у многих или у всех детей видится А.А. Мелик-Пашаеву, как важная психолого-педагогическая задача, а «при адекватных методах преподавания хотя бы части художественных дисциплин в общеобразовательной школе успешное художественное развитие оказывается возможным для многих, если не для всех детей».
Психолого-педагогическое обоснование необходимости развития художественных и других способностей учащихся объясняет выбор творчества как способа организации урока литературы. С дошкольного возраста у детей накапливается опыт рецептивно-креативной деятельности. Художественные произведения, с которыми знакомятся дети «требуют» эмоционального отклика, осмысления. Учителя постепенно вовлекают учащихся в процесс «со-творчества» с писателем, предлагая разнообразные задания: подобрать эпитет, создать диалог и включить его в контекст произведения, подготовить пересказ от лица персонажа, написать сказку и многие другие. Эти задания творческого характера «разбивают» или с их помощью учителя литературы пытаются разнообразить, обновить сложившийся в практике опыт усвоения на уроке суммы знаний, фактов («нового материала»). По поводу художественного произведения и их авторов.
Однако творчество как способ организации всего урока литературы требует иной модели, в основе которой будет постановка художественной задачи и ее коллективное решение.
Проблема творчества как самореализации личности – одна из тех, которые постоянно привлекают внимание ученых различных областей знания: психологов, социологов, педагогов, а также учителей-практиков. О способности детей школьного возраста к творчеству говорила еще в начале XX века М.А. Рыбникова, прослеживая в практике работы эффективность предложенного пути – «от маленького писателя к большому читателю». Опыт Л.Н. Толстого, который она изучала в Яснополянской школе, позволил ей в трудные годы становления советской школы внедрить в уроки многочисленные творческие задания: «сказывание» сказок, составление произведения из фрагментов («Смерть чиновника» А.П. Чехова), сочинение по пословице, сочинение загадок, стихотворений и т.п. Сочинительство на уроке литературы М.А. Рыбниковой нередко соседствовало с игрой, соревновательностью.
В конце XX – начале XXI века наблюдается «взрыв» учительского интереса к опыту творческой работы с учащимися. В.Г. Маранцман в своей классификации методов обучения литературе выделил литературное творчество как один из основных. Этот метод положен в основу его «Программы литературного творчества учащихся», предложенной в 80-е годы XX века. Учителя литературы, осваивая новые педагогические технологии, разрабатывают методику подготовки и проведения коллективного творческого дела, коллективного сочинения, иллюстрирования сборника стихов поэта, создания литературного сценария, литературно-художественных диалогов и многие другие варианты содержания такого урока.
Новое о педагогике:
Основные положения проводимого исследования
Наше общество постоянно претерпевает различные перемены, меняется человек, меняются жизненные требования, соответственно изменяются требования в воспитании и образовании. В связи с этим возникает постоянная необходимость совершенствования ...
Особенности индивидуализации в преподавании математики
В настоящее время происходит сокращение времени отводимого учебными планами на изучение традиционных курсов (в том числе и математики), которое неадекватно изменениям программных требований к уровню усвоения учебных дисциплин. Сложившаяся ...