Творчество учащихся – организационно-композиционный стержень урока литературы как художественно-педагогического процесса

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Творчество учащихся – организационно-композиционный стержень урока литературы как художественно-педагогического процесса

Страница 1

А.Н. Леонтьев ввел в психологию категорию «предметной деятельности» как фактора происхождения, функционирования и развития человеческого общественного и индивидуального сознания. Основу индивидуальности составляет конкретная структура «целокупных деятельностей» субъекта.

Опыт духовных и практических накоплений обеспечивается воспитанием, образованием и другими институтами социализации личности.

Деятельный подход в обучении литературе в настоящее время вновь, как в советской школе, начинает пониматься как формирование у учащихся умений работать с текстом. Кроме того, просматривается тенденция отказа от художественного произведения, от обязательного изучения русской классической литературы в средней школе (Стандарта). Любой текст как таковой и умение ученика работать с ним становится приоритетным.

Однако, отстаивая лучшее в опыте прошлых лет, стоит сказать, что литературно-творческая деятельность учащихся является одним из способов отражения сформированности индивидуальной художественно-эстетической культуры ученика. Современные молодые люди способны и реализовать все усложняющиеся социальные программы. Они «вписаны» в сложно дифференцированный макро- и микромир и связаны не только с непосредственно окружающей из средой, но также с глобальной социальной сферой и вселенско природной. Эти связи имеют и духовно-интеллектуальный, и деятельно-практический характер. Вопреки расхожему мнению о деградации стоит подчеркнуть, что интеллект подростков колоссально усложнился за счет количества многозначности воспринимаемой и перерабатываемой на практике информации, за счет развития активности творческого мышления во все усложняющейся структуре практической деятельности.

Вот почему так важно на уроке литературы, во внеклассной и внешкольной работе по предмету включить ученика в «диалог культур», другие сферы творческой деятельности, развивать его креативные и коммуникативные способности.

В качестве единой основы способностей и мотивации ко всем видам художественного творчества А.А. Мелик-Пашаев выделяет эстетическое отношение человека к действительности (52). Художественные способности интерпретируются им «не как совокупность компонентов, а как множественность проявления единого качества, характеризующего художника в целостно личностном плане», а «эстетическое обобщение» как «особый способ обобщения и классификации, отличный от рационально-логического и свойственный людям, обладающим развитым эстетическим отношением».

Положения А.А. Мелик-Пашаева чрезвычайно актуальны и представляют особый интерес в связи с темой дипломной работы. По его мнению, та область действительности, в которой человек – ребенок или взрослый – приобретает этот опыт расширенного, обновленного самосознания, как бы одновременно и вспоминает, и предвосхищает свои истинные возможности, становится для него пространством желанной и успешной самореализации. «Это определяет такую личностную позицию человека, такой тип отношения к миру в целом и к самому себе, который становится психологической первоосновой способностей к творчеству в данной области, частным случаем чего является “позиция художника”, художественное или эстетическое отношение к жизни».

Важно замечание исследователя о том, что дети 6 – 10 лет обладают благоприятными психологическими предпосылками развития эстетического отношения и художественных способностей в целом и превосходят в этом отношении подростков и взрослых, не связанных с искусством и художественным творчеством. Нельзя не согласиться с автором в том, что при существующей практике обучения эти предпосылки остаются невостребованными и с возрастом утрачиваются, но при соответствующих психолого-педагогических условиях они успешно развиваются у многих детей.

Страницы: 1 2 3

Новое о педагогике:

Анализ эффективности формирующей работы в процессе уроков литературы
Анализ эффективности проведенной работы показывает, что самым приоритетным при выборе ценностей-целей у учащихся являются: - Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) – 30% о ...

Фазы жизненного пути человека
Развитие личности является составной частью развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности». Особое значение в контексте анализа развития личности приобретает понятие жизненного пути человека. По Б.Г. Ананьеву, «Жизненный ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru