Синхронности в обучении литературы и истории в старших классах можно достичь в 11 классе в цикле уроков, составленных на основе работы старшеклассников с учебником «Русская литература XX века, в 2-х частях» 11 класс, под редакцией В.В. Агеносова и учебником «История России. XX – XXI века» 11 класс, под редакцией А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова.
Для проведения интегрированных уроков в 11 классе предлагаются следующие темы:
1. «Медленно история листается. Все стареет – Родина не старится!» Общая характеристика истории и литературы XX века. Общая цель: изучение событий истории и обзор их освещения в литературе.
2. Духовные искания в обществе в начале XX века (сборник «Вехи»). Общая цель: характеристика духовных поисков интеллигенции начала XX века (кризис старой и создание новой национальной идеи).
3. Писатели, поэты и революция. Общая цель: объективное изображение трагедии судьбы русских писателей и поэтов в годы революции.
4. «Любит, любит кровушку русская земля» (А. Ахматова). Общая цель: осмысление событий гражданской войны на основе романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
5. «Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла XX век» (А.И. Солженицын). Коллективизация: как это было. Единая цель: воссоздание объективной картины коллективизации через исторические документы и художественное изображение.
6. «Порохом пропахнувшие строки». Военная поэзия. Единая цель: дать обзор поэзии времен Великой Отечественной войны.
7. Литература «оттепели». Общая цель: дать общую характеристику литературного процесса конца 50-х годов; показать роль литературы в духовном обновлении общества.
8. Никто не создан для войны. Общая цель: на основе повести «Цинковые мальчики» С. Алексиевича выработать собственную точку зрения на причины и события афганской войны.
Итогом данных интегрированных уроков явится углубленное изучение литературы и истории XX века. Эпиграфом к предложенному выше тематическому плану служат слова М. Цветаевой: «Литература – очевидец истории».
Интеграция как способ организации урока предусматривает такие педагогические «техники», как работа в малых группах, в стационарных парах, включение ролевых игр, моделирование. Так, например, на уроке «Писатели, поэты и революция» учащимся предлагается смоделировать революционный бюллетень (имя писателя; отношение к революции: 1)Февральской, 2) Октябрьской; причины их неприятия у В.Г. Короленко, А.И. Куприна, И.А. Бунина, А.Н. Толстого, И.С. Шмелева и других). На уроке «Эксперимент, из-за которого Россия и потеряла XX век…» учащиеся на основе ролевой игры делают доклады, выступая в качестве «историка», «экономиста», «литератора», «специалиста по культуре».
Для повышения эффективности обучения используется наглядность: иллюстрации, таблицы, плакаты, исторические карты и т.п. В качестве приема, создающего эмоциональное отношение к изучаемому материалу, широко используется чтение стихотворений, публицистических материалов. Например, при проведении урока на тему «Никто не создан для войны» зачитывается сцена из документальной повести С. Алексиевич «Цинковые мальчики» (воспоминания матерей), поэтическое обрамление урока создают стихотворения А. Баляшина «Русский парень лежит на Афганской земле», «Поговори со мной трава». В обстановке приподнятых чувств обостряется внимание к теоретическому материалу, придается новая окраска изучаемому содержанию. Немаловажную роль в этом играет музыкальное оформление уроков, например, к теме урока «Никто не создан для войны» используются записи песни «Вернусь к тебе, я вернусь…» (группа «Голубые береты»), песни «Комбат» (группа «Любэ»), песни об Афганистане в исполнении ученика. «Афганистан болит в моей душе…»
Использование загадок, инсценировок – способствует более прочному усвоению знаний, вызывает интерес к изучаемому материалу, одновременно развивая сообразительность, находчивость. Например, такие поэтические загадки подобраны к теме «Медленно история листается. Все стареет – Родина не старится», из которых нужно угадать событие:
«Кровавым воскресеньем» началась она
И слабость власти показала всем сполна.
Хоть «Манифест» дарован был народу,
Работа I Думы не продлилась и года
1 русская революция, 1905-1907 гг.
Смерть Сталина – и началась она,
Лирично Эренбургом названа…
Интеллигенция все ликовала,
Новое о педагогике:
Метод и методология
Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрож ...
Подготовка учителя к использованию познавательных заданий историко-математического
характера
Одна из возможностей формирования творческого мышления учащихся – развитие их познавательных способностей. Существенным педагогическим средством, направленным на развитие внутренней потребности интеллектуального роста, является использован ...