Методика организации интегрированных уроков литературы и истории в 11 классе средней школы

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Методика организации интегрированных уроков литературы и истории в 11 классе средней школы

Страница 4

- учащиеся, занимающиеся изучением биографии поэтов, составляли подробный рассказ о них;

- группа учащихся читала стихотворения Хлебникова, Бальмонта, Ахматовой выразительно;

- учащиеся-оформители занимались подбором картин модернистов, музыкальных произведений.

Классная комната была оформлена в виде салона, кругом расставили вазы и горшки с цветами . Были зажжены вечи. Эпиграфом к уроку взяты слова Дронова из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина»: «Объявим войну реалистам “знания”, – к черту реализм! И политику вместе с ним…» После разбора эпиграфа учащимся предлагается ответить на такие вопросы (работа ведется методом фронтальной беседы):

Что способствовало развитию мировой культуры в начале XX века?

Каковы важнейшие черты этого процесса?

Какой вклад российской культуры конца XIX – начала XX века в мировую культуру?

Затем учащиеся рассматривают картины, которыми украшен салон. Отталкиваясь от определения «в одном целом две противоположности», подробно рассматриваем две картины: В. Серова «Девочка с персиками» и М. Врубеля «Демон». К картине «Демон» звучит стихотворение Б. Пастернака «Памяти Демона». Затем было предложено найти ответы на вопросы:

Какие направления в русской литературе XIX века вам известны?

Какие из них усиливаются в конце XIX – начале XX века?

Слово берет учитель, еще раз обращая внимание на то, что в это время происходит усиление критического реализма, возникают пролетарская культура и модернизм. В конце урока подводятся итоги и ставятся следующие вопросы:

Что такое модернизм?

Какими течениями он характеризовался в литературе?

Почему имена представителей модернистских течений долгое время замалчивались, а само понятие не включалось в литературоведческие словари?

Проблемная задача была поставлена. Учащиеся, которые занимались изучением биографий, начинают рассказ с характеристиками направлений, звучат стихи. Схематично это можно представить следующим образом:

Символизм

К. Бальмонт

Акмеизм

А. Ахматова

Кубофутуризм

В Хлебников

Заканчивается урок обсуждением выше перечисленных вопросов.

Структура проведенных уроков имеет следующий вид:

Актуализация (воспроизведение нового).

Формирование новых понятий (осознанное приобретение знаний путем поисков ответов).

Воспроизведение нового (выдвижение предположений и подтверждение гипотезы; осознание, осмысление, обобщение).

Итак, одним из самых существенных результатов интеграции в 11-м классе является единство учителей в формировании у юношей и девушек общечеловеческих ценностей, общих понятий, категорий, изучаемых в разных предметах, единство в достижении конечных целей образования. Цель уроков в основном состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам освоить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, историографической литературой, включая их критический анализ, сформировать представления о существовании разных точках зрения на дискуссионные вопросы, связанные с литературными и историческими явлениями, учить умению излагать и аргументировать собственную позицию.

После крушения коммунистической идеологии радикальному пересмотру в нашей стране подверглись многие культурные и духовные ценности в нашей стране. В первую очередь это коснулось истории русской литературы XX века. Неизбежный и благотворный в целом, этот процесс неотвратимо привел к перегибам: советские классики – Горький, Маяковский, Фадеев и другие – сегодня так же безоглядно опорочиваются, как безответственно возвеличивались до перестройки. В этих условиях здравый смысл и историческая справедливость требуют создания объективной истории русской литературы XX века.

Задача интегрированных уроков по литературе и истории в старших классах не сводится к ознакомлению учащихся с несколькими наиболее яркими событиями истории, отраженными в литературе. В условиях разрушенной системы внеклассной воспитательной работы важнейшая роль в нравственном воспитании ложится на уроки словесности и истории. Формирование личности невозможно без глубокого, заинтересованного понимания закономерностей исторической судьбы своего народа и его культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Методы и виды проблемного обучения
Методы проблемного обучения. Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вила организации им самостоятельной учебной дея ...

Трудности и причины ошибок учащихся-дагестанцев в процессе воспитания орфоэпической культуры младших школьников
Произносительные навыки вырабатываются в процессе длительной речевой практики, систематического выполнения специальных упражнений, составленных с учетом особенностей фонетических систем русского и родного языка. Трудности, связанные с выра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru