- учащиеся, занимающиеся изучением биографии поэтов, составляли подробный рассказ о них;
- группа учащихся читала стихотворения Хлебникова, Бальмонта, Ахматовой выразительно;
- учащиеся-оформители занимались подбором картин модернистов, музыкальных произведений.
Классная комната была оформлена в виде салона, кругом расставили вазы и горшки с цветами . Были зажжены вечи. Эпиграфом к уроку взяты слова Дронова из романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина»: «Объявим войну реалистам “знания”, – к черту реализм! И политику вместе с ним…» После разбора эпиграфа учащимся предлагается ответить на такие вопросы (работа ведется методом фронтальной беседы):
Что способствовало развитию мировой культуры в начале XX века?
Каковы важнейшие черты этого процесса?
Какой вклад российской культуры конца XIX – начала XX века в мировую культуру?
Затем учащиеся рассматривают картины, которыми украшен салон. Отталкиваясь от определения «в одном целом две противоположности», подробно рассматриваем две картины: В. Серова «Девочка с персиками» и М. Врубеля «Демон». К картине «Демон» звучит стихотворение Б. Пастернака «Памяти Демона». Затем было предложено найти ответы на вопросы:
Какие направления в русской литературе XIX века вам известны?
Какие из них усиливаются в конце XIX – начале XX века?
Слово берет учитель, еще раз обращая внимание на то, что в это время происходит усиление критического реализма, возникают пролетарская культура и модернизм. В конце урока подводятся итоги и ставятся следующие вопросы:
Что такое модернизм?
Какими течениями он характеризовался в литературе?
Почему имена представителей модернистских течений долгое время замалчивались, а само понятие не включалось в литературоведческие словари?
Проблемная задача была поставлена. Учащиеся, которые занимались изучением биографий, начинают рассказ с характеристиками направлений, звучат стихи. Схематично это можно представить следующим образом:
Символизм |
К. Бальмонт |
Акмеизм |
А. Ахматова |
Кубофутуризм |
В Хлебников |
Заканчивается урок обсуждением выше перечисленных вопросов.
Структура проведенных уроков имеет следующий вид:
Актуализация (воспроизведение нового).
Формирование новых понятий (осознанное приобретение знаний путем поисков ответов).
Воспроизведение нового (выдвижение предположений и подтверждение гипотезы; осознание, осмысление, обобщение).
Итак, одним из самых существенных результатов интеграции в 11-м классе является единство учителей в формировании у юношей и девушек общечеловеческих ценностей, общих понятий, категорий, изучаемых в разных предметах, единство в достижении конечных целей образования. Цель уроков в основном состоит в том, чтобы помочь старшеклассникам освоить навыки самостоятельной работы с художественными произведениями, историографической литературой, включая их критический анализ, сформировать представления о существовании разных точках зрения на дискуссионные вопросы, связанные с литературными и историческими явлениями, учить умению излагать и аргументировать собственную позицию.
После крушения коммунистической идеологии радикальному пересмотру в нашей стране подверглись многие культурные и духовные ценности в нашей стране. В первую очередь это коснулось истории русской литературы XX века. Неизбежный и благотворный в целом, этот процесс неотвратимо привел к перегибам: советские классики – Горький, Маяковский, Фадеев и другие – сегодня так же безоглядно опорочиваются, как безответственно возвеличивались до перестройки. В этих условиях здравый смысл и историческая справедливость требуют создания объективной истории русской литературы XX века.
Задача интегрированных уроков по литературе и истории в старших классах не сводится к ознакомлению учащихся с несколькими наиболее яркими событиями истории, отраженными в литературе. В условиях разрушенной системы внеклассной воспитательной работы важнейшая роль в нравственном воспитании ложится на уроки словесности и истории. Формирование личности невозможно без глубокого, заинтересованного понимания закономерностей исторической судьбы своего народа и его культуры.
Новое о педагогике:
Методы и виды проблемного обучения
Методы проблемного обучения. Можно говорить о шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вила организации им самостоятельной учебной дея ...
Трудности и причины ошибок учащихся-дагестанцев в процессе воспитания
орфоэпической культуры младших школьников
Произносительные навыки вырабатываются в процессе длительной речевой практики, систематического выполнения специальных упражнений, составленных с учетом особенностей фонетических систем русского и родного языка. Трудности, связанные с выра ...