Обусловленность организации игровой деятельности на уроке литературы возрастом учащихся

Новое в образовании » Способы организации современного урока географии » Обусловленность организации игровой деятельности на уроке литературы возрастом учащихся

Страница 1

Для детей младшего подросткового возраста важна яркость, артистичность, костюмированность, зрелищность. Многие еще играют игрушками, придумывают сюжеты, живут в них, для них интересна роль режиссера, дети этого возраста склонны к импровизации. Ученики 10 – 13 лет сохраняют и усложняют игры, имевшие большую популярность в младшем возрасте: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, осваивают спортивные, интеллектуальные, игры-воображения, игры фантазирования. Для детей этого возраста игра привносит в урок литературы дух соревновательности, свойственный данной возрастной категории, пробуждает большую заинтересованность в чтении. Нельзя забывать, что игра в этом возрасте имеет и рефлексирующее значение, она создает на уроке хорошую психологическую атмосферу, снимает психологическую напряженность, способствует пробуждению у подростков с их растущей склонностью к логике, очень яркие, живые, конкретные читательские образы. Игра – при умелом применении этого способа организации урока литературы – не только способна уберечь от излишней логизации, но и развить новые читательские качества.

По определению, дети 14 – 15 лет мыслят «комбинаторно, с точки зрения логики» (57; 357). Их игровая деятельность принимает иные формы, в частности, заметно лидерство, притязания на признание среди сверстников, разнородность интересов, увлечений. В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10 – 11 до 14 – 15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками. У подростка возникает стремление участвовать в общественно необходимой работе, ему важно быть общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». В этом возрасте можно нередко слышать фразы: «я тоже имею право, я могу, я должен». Доминирует готовность проявить себя, применить свои силы. Детям этого возраста свойственны стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского, переоценка своих возможностей, отсутствие адаптации к неудачам, тенденция предаваться мечтаниям, боязнь осквернения мечты, отсутствие адаптации к положению «худшего». Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, резкостью в суждениях. В качестве ведущей для младшего подростка является общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. Главная ценность – подражание осознаваемому или бессознательно следуемому «идеалу», устремленность в будущее при недооценке настоящего.

Для детей этого возраста свойственны игры познавательного, интеллектуального характера: игры-путешествия, литературные брейн-ринги, интеллектуальные викторины, уроки-кроссворды, уроки-концерты. Игровая деятельность тринадцати-четырнадцатилетних подростков на уроках литературы, безусловно, должна быть направлена на дальнейшее решение задач литературного развития школьников, но в большей степени она должна побуждать их к поиску новых важных нравственных ориентиров, развивать в них умение уважать мнение другого, формировать его самооценку. Игровая деятельность на уроке литературы в этом возрасте – это прямая возможность заявить о себе, как о личности, раскрыть свои личностные способности, показать себя с точки зрения индивидуальности.

В 16 – 17 лет ведущими становятся профессиональная ориентированность, практицизм, оценка любой деятельности на предмет «выгоды» своих интересов и склонностей.

Для старшеклассников (период ранней юности с 14 – 15 до 17 лет) определяющим является ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)».

Страницы: 1 2 3 4 5

Новое о педагогике:

Метод и методология
Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрож ...

Формирование контроля в процессе коррекции звукопроизношения
У детей с ЗПР отмечается своеобразие как устной, так и письменной речи, трудности путей ее формирования, что подтверждают и литературные данные (Е.В.Мальцева) Перечислим принципы коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими задерж ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru