Большое значение в этом возрасте имеет дружба, доверительные отношения. Характер учебной деятельности определяется потребностью в самоопределении. Это относится к выбору учебного предмета. Учебная мотивация качественно меняется по структуре, ибо для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов будущего. Для большинства обучающихся является ориентация на результат. Развивается самостоятельность, творческий подход к решениям, умение принимать такие решения, анализировать существующие и критически конструктивно их осмысливать – особенности деятельности старшеклассника.
В этом возрасте на основе стремления школьника к автономии у него формируется полная структура самосознания, развивается личностная рефлексия, осознаются жизненные планы, перспективы, формируется уровень притязаний. Старшеклассники активно включены в общественную жизнь страны.
Характер игровой деятельности этого возраста отличается рядом факторов. Взрослый ребенок более замкнут, автономен, он меньше раскрывает свои чувства. Он избирателен в выборе рабочего материала, ему не нужна излишняя занимательность. По сравнению с подростками 14 – 15 лет из его деятельности уходит момент соревновательности, современный старшеклассник самодостаточен и амбициозен, поэтому ему важнее продемонстрировать свои способности в качестве собственной рекомендации, но ни в коем случае не быть лучшим, «выскочкой», «ботаником». Ему важно быть ни хуже, ни лучше, а на уровне, «как все» поскольку межличностные, коллективные, дружеские отношения довлеют над личностью ребенка данного возраста. Интеллектуальные, ролевые, деловые игры, сложные сюжетно-ролевые, адаптированные игры-телепередачи «Своя игра», «Поле чудес», «Умники и умницы», «Последний герой», «Кто хочет стать миллионером», урок-телемост и другие вызывают интерес у старших подростков.
Необходимость использования игры как способа организации урока, отдельных игровых элементов на уроке литературы очевидна. Такие уроки помогают ученикам лучше освоить школьную программу, учителям дают возможность «оживить» уроки, сделать их не просто теоретизированными поучениями, а уроками жизни.
Уроки литературы требуют от учителя не только знания своего предмета, но и способности заинтересовать ребят, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока литературы, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.
Учащиеся V класса обычно переживают то, о чем читают в художественном произведении, начинают понимать его, учатся на уроках размышлять о героях, их поступках, о событиях. И особенно важно в этом возрасте привить детям стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь. Помогают в этом различные виды игры: ведь игра активизирует познавательную деятельность, несет большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дает простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, возможностью соревноваться.
Много вариантов уроков литературы создается при введении иллюстрации к художественным произведениям. Немало их выпускается специально для школы, но ученикам 5 – 6 классов очень нравятся иллюстрации, выполненные своими руками. Дети любят рисовать, и в любом кабинете литературы можно создать богатый фонд их рисунков, так оживляющих уроки.
Особенно охотно учащиеся, притом не только малыши, но и старшеклассники, иллюстрируют сказки. И важно не только оценить рисунок и показать одноклассникам, а сделать это интересным наглядным пособием или часть его, чтобы использовать неоднократно. Набор иллюстраций к сказкам – основа для разнообразных игровых моментов на уроке литературы.
Увлекательно проходит викторина «В мире сказок». Учитель показывает рисунок, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная. Говорят, кто ее написал. Немного усложняет эту игру предложение не только назвать автора, но и объяснить, какой момент изображен на рисунке, пересказать этот эпизод. Выборочный пересказ формирует умение пересказывать. При кратком варианте важно, чтобы товарищам было интересно слушать. Когда пятиклассники осознают разницу между сказкой литературной и народной, предлагается другое задание с тем же наглядным пособием: отобрать из предложенных иллюстраций 2-3 к народным сказкам и 2-3 к литературным, назвать их авторов. Так же интересно ведется работа с иллюстрациями к былинам, басням, произведениям классической литературы всех веков.
Новое о педагогике:
Современные подходы к проблеме учета индивидуальных особенностей личности
ребенка
В педагогической науке индивидуализация определяется как "организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению". ...
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
С переходом в подростковый возраст связана существенная перестройка учебной деятельности школьника. Новый, более высокий уровень учебной деятельности определяется степенью ее самостоятельности. Материалы Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой и д ...