Интересна еще одна игровое задание: подобрать картинки или сделать самим рисунки различных предметов, упоминаемых в сказках. Организуем игру под названием «Вернись в сказку!» Увидев на рисунке предмет, дети называют сказку, где о нем говорится, например: яблоко – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; перо Жар-птицы – «Сказка об Иване Царевиче, Жар-птице и Сером волке»; корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»; стрела – «Царевна-лягушка»; меч – «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо».
Аналогичную игру нетрудно подготовить для шестиклассников по басням Крылова, и с ее помощью можно представить себе, кто в классе знает больше произведений прославленного живописца. Увидев на рисунке предмет, ребята называют басню, в которой он упоминается, например: сыр – «Ворона и Лисица»; шкатулка – «Ларчик», кость – «Собачья дружба», «Волк и Журавль»; огурец – «Лжец»; топор – «Крестьянин и работник» и т.п. Эта игра побуждает учеников прочитать много басен.
Когда пятиклассники познакомятся со статьей «О сказках» в учебнике, узнают, что бывают сказки волшебные, о животных, бытовые, проводится игра «Кто в какой сказке живет». Пособия для игры составляем из картинок или рисунков ребят. Это изображения птиц, зверей, домашних животных, рыб. Сказочный мир удивительно тесно населен всевозможными животными, да еще говорящими. Увидев рисунок с изображением животного, дети называют сказку, а может быть, не одну, где с ним можно «встретиться», например: Лиса – «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев» и многие другие.
Игра эта очень интересна, потому что дает возможность поразмышлять над характерами персонажей в разных сказках: ведь в сказке «Лисичка-сестричка и Серый волк» - волк жадный, глупый и смешной, а в сказке об «Иване-царевиче и Сером волке» он могучий и добрый зверь, настоящий друг. В сказках «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» лиса злая, хитрая и ловкая обманщица, а в сказке «Козьма Скоробогатый» лисичка – мудрая и преданная помощница. В «Сказке о царе Салтане» лебедь – Прекрасная царевна, а в народной сказке «Гуси – лебеди» лебеди – злые помощники Бабы Яги.
Организация уроков литературы на основе игры помогает ребятам постигать красоту и выразительность русской речи. Они вспоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках: лисичка – сестричка, лиса – рыжая краса, волк – волчище – серый хвостище, зайчик – побегайчик, зайчишка – трусишка. Для учащихся из многих рисунков, приготовленных для этой игры делается пособие для игры «Кто в какой басне живет».
Игра как способ организации урока литературы позволяет реализовать личностно ориентированное обучение. Интересное задание – задание индивидуальное с привлечением портретов писателей и иллюстраций к их произведениям. Иллюстрации наклеиваются на специальные конверты. Ученик (или несколько учеников, если подобрано много такого материала) получает конверты с наклеенными иллюстрациями и отдельно – портреты писателей (размером с открытку или меньше). Ему дается задание – решить, к каким произведениям каких авторов относятся иллюстрации, и разложить портреты в соответствующие конверты.
Программа по литературе требует от учащихся знания важнейших признаков литературоведческих понятий. Нужно, чтобы ребята не просто заучили их, а вникли в суть этих понятий, умели объяснить их своими словами и пользоваться ими при анализе прочитанного произведения. Используем для этого интересные индивидуальные задания. Пособие для одного из них представляет собой бумажные кармашки, на каждом из которых написано определение литературоведческого понятия, и картонные вкладыши с надписями «сказка», «загадка», рифма» и др. Требуется разложить вкладыши в кармашки с объяснениями. Задание требует немного времени и нравится ребятам.
Другое пособие представляет собой литературное лото. Вот как это делается. Иллюстрация большого формата наклеивается на картон и разрезается на несколько одинаковых карточек. На обратной стороне каждой карточки написано какое-нибудь литературоведческое понятие, знакомое ученикам. Другая часть игры – большая карта (ее можно сгибать пополам), половина которой расчерчена на квадраты такого же размера, как и карточки, и в таком же количестве; на них написаны определения понятий.
Новое о педагогике:
Структура интерфейса координатора
Координатор имеет диалоговый режим общения со студентом. Диалоговая схема представлена на рисунке 12. Рисунок 12. 3.2.4 Структура мультиагентной системы. В таблице 3.2 представлено содержание папок для мультиагентной системы. Таблица 3.2. ...
Формирование словоизменения имен существительных в нормальном онтогенезе
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах и этапах детского словоизменения. Возрастные границы становления сист ...