После проведения нами ряда мероприятий по профилактике склонности к воровству у детей младшего школьного возраста, произошли значительные изменения в повышении благоприятной семейной ситуации, снизилось конфликтность и враждебность в семейной ситуации у Максима, Егора, Светланы, Марии, Филиппа, Степана, Олега, Антона, Натальи, Михаила. А, следовательно – это может свидетельствовать об эффективности проведенных мероприятий и программы по профилактике склонности детского воровства в целом.
Рис. 5. Результаты исследования внутрисемейных отношений в 4 "А" классе на начало и окончание опытно-экспериментальной работы.
По представленным результатам видно, что в 4 «А» классе увеличилось чувство неполноценности. Вероятно, такие изменения произошли из-за того, что родители не уделяют достаточного внимания своим детям. Такие изменения наблюдаются в малообеспеченных и многодетных семьях.
Рис. 6 Результаты исследования внутрисемейных отношений в 4 «Б» классе на начало и окончание опытно-экспериментальной работы
В 4 «Б» классе произошли значительные изменения в повышении благоприятной семейной ситуации, снизилось конфликтность и враждебность в семейной ситуации. Кроме того, снизилось чувство неполноценности, обусловленное неблагоприятной обстановкой в семье.
Из представленных данных видно, что в экспериментальном 4 «Б» классе произошли изменения в положительную сторону. Дети более благополучно оценивают взаимоотношения в семье. В контрольной группе учащихся 4 «А» класса резких изменений не произошло.
Таким образом, можно утверждать, что такие мероприятия, как заседания Совета профилактики, индивидуальные беседы, проведенные с родителями в рамках реализуемой программы, были эффективными формами работы.
Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил повторно был использован адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орла.
Полученные результаты представлены на рис. 7, рис.8 и рис.9.
Рис. 7. Уровень склонности к нарушению социальных норм и правил у учащихся 4 «А» класса
Из представленных данных видно, что изменений в поведении учащихся 4 «А» класса не произошло. Такая тенденция происходит из-за того, что с данной группой учащихся не ведется целенаправленная работа по профилактике склонности к воровству.
Рис. 8. Уровень склонности к нарушению социальных норм и правил у учащихся 4 «Б» класса.
По представленным данным можно определить, что в 4 "Б" классе снизился уровень склонности к нарушению социальных норм и правил. Можно утверждать, что этому способствовали такие мероприятия, проведенные в ходе реализации программы, как заседания Совета профилактики, привлечение к беседе с учащимися Инспектора ОПДН.
Рис. 9. Уровень склонности к нарушению социальных норм и правил у учащихся 4-х классов
По представленным данным можно утверждать, что уровень проявления социального неблагополучия в 4 «Б» снизился, а в 4 «А» классе остался на прежнем уровне.
По результатам всех использованных методик модно сделать вывод, что уровень склонности к делинквентному поведению и, в частности, к воровству у учащихся 4 «Б» снизился. Это говорит об эффективности реализуемой программы социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения у учащихся младшего школьного возраста.
Новое о педагогике:
Развитие понятия "личностно-ориентированный подход в обучении"
Идея индивидуализации обучения, воспитания и развития личности имеет богатую предысторию. Своими истоками она уходит в средневековье, когда в европейских школах каждый ученик независимо от учебных успехов получал отдельное задание, посильн ...
Развитие трудового и профессионального обучения в России и зарубежных
странах
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки ...