Рис. 3. Результаты исследования внутрисемейных отношений в 4-х классах
Методика «Кинетический рисунок семьи» позволила выявить, насколько благополучно складываются взаимоотношения в семьях детей. Так, отношения в семье как благополучные отмечают 70 % детей, а различного рода отклонения в семейных отношениях отмечают 30 % учащихся. Потребность в социальных контактах в рисунках детей отмечается у 12 % исследуемых. Конфликтность семейных отношений проявляется в рисунках 20 % детей. Тревожность у 26 % детей обусловлена отношениями в семье.
Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил был использован адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей. Полученные результаты представлены на рис. 4.
Рис. 4. Уровень склонности к преодолению социальных норм и правил у учащихся 4-х классов
Из представленных данных можно увидеть, что 24 % учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов имеют средний уровень. Эти учащиеся положительно ответили на следующие утверждения: «Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов», «Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом», «Я ценю в людях осторожность и осмотрительность». Данные утверждения не предполагают склонность к делинквентному поведению, а имеют нейтральное значение. В этом возрасте данные утверждения можно считать актуальными. Кроме того, результаты по проведенной методике показали, что уровень проявления социального неблагополучия в 4 «Б» классе выше, чем в 4 «А» классе. Этому способствует наличие в классе детей из неблагополучных семей, которые имеют ошибки в семейном воспитании детей.
По результатам всех использованных методик модно сделать вывод, что уровень склонности к воровству у учащихся 4 «А» класса ниже, чем у учащихся 4 «Б» класса.
Полученные данные представлены в таблице 4, 5 и 6.
Протокол исследования учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов по результатам итогового блока диагностики.
1. Цель диагностики: выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье.
Используемая методика: Кинетический рисунок семьи Р.Бернса и С.Кауфмана.
2. Цель диагностики: выявление предрасположенности к девиациям в поведении детей.
Используемая методика: Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению А.Н.Орла.
Респонденты: 2 класса-комплекта, учащиеся 4 «А» и 4 «Б» классов, 40 человек.
Таблица № 4 – Результаты итоговой диагностики 4 «А» класса
№ п/п |
Ф.И.О. |
Внутрисемейные отношения |
Уровень склонности к преодолению социальных норм и правил у учащихся |
1. |
Анатолий А. |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
2. |
Андрей А. |
чувство неполноценности |
средний |
3. |
Арсений Б. |
конфликтность |
низкий |
4. |
Георгий В. |
тревожность |
средний |
5. |
Дмитрий Г. |
чувство неполноценности |
низкий |
6. |
Егор Д. |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
7. |
Григорий Е. |
враждебная семейная ситуация |
средний |
8. |
Евгений Ж. |
чувство неполноценности |
средний |
9. |
Ольга З. |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
10. |
Семен И. |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
11. |
Кирилл К. |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
12. |
Екатерина Л. |
враждебная семейная ситуация |
низкий |
13. |
Варвара Л. |
конфликтность |
низкий |
14. |
Карина М. |
тревожность |
низкий |
15. |
Ирина Н. |
чувство неполноценности |
низкий |
16. |
Николай Н. |
тревожность |
низкий |
17. |
Светлана Т |
чувство неполноценности |
низкий |
18. |
Владислав П. |
тревожность |
низкий |
19. |
Константин Р. |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
20. |
Дарья Ш. |
благоприятная семейная ситуация |
низкий |
Новое о педагогике:
Подбор учебно-производственных работ
Содержание обучения в учебных мастерских должно отражать совокупность процессов труда, характеризующих производственная деятельность рабочего определенной квалификации конкретной профессии. Основными документами. Определяющими содержание в ...
Цели и функции систематизации в процессе обучения
Основная цель систематизации знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активн ...