А.А. Вербицкий считает, что контекстное обучение (знаково-контекстное) в содержательно-педагогическом выражении означает интеграцию учебной, научной и практической деятельности будущих специалистов.
Вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что контекстное обучение позволяет осуществить переход от школы памяти к школе мышления, от школы опредмечивания знаний к школе единства опредемечивания и распредмечивания знаний. В первом случае опора в обучении осуществляется главным образом на процессы восприятия, внимания, памяти, во втором – усиливается опора, прежде всего, на мышление.
Вся проектная деятельность школьника пронизана контекстным подходом, т.е. включением в активную деятельность обеих сигнальных систем. Так называемая «петля дизайна», «звездочка обдумывания» и др. являются объединяющими символами контекстного подхода в выполнении творческих проектов и организации целенаправленной деятельности учащихся.
Начиная с определения проблемной области и темы проектной деятельности, формулировки идеи, построения звездочки обдумывания, исследования традиций и рыночной ситуации, выбора материалов оборудования, построения технологического процесса, эколого-экономического обоснования, реального воплощения идеи и ее коррекции, самооценки проектной деятельности и защиты проекта – весь процесс проектной деятельности основан на контекстном подходе, на логической взаимосвязи этапов выполнения проекта как целостного процесса. В нем переплетается индивидуальная и коллективная деятельность учащихся, вовлеченных в трудовые процессы.
Исследования показывают, что в процессе проектного обучения, основанного на контекстном подходе, возможно перейти от «передачи знаний» к моделированию и воспроизводству сознательных отношений людей, путем отражения и преобразования реальной жизни.
Сознание человека, отмечал С.Л. Рубинштейн, «фактически включено в контекст реального материального бытия, в контекст жизни и деятельности человека».
Теоретики развивающего обучения П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что усвоение знаний, умений и навыков происходит в контексте выполнения обучаемыми действий, система которых составляет учебную деятельность.
Анализ проектной деятельности учащихся с позиций контекстного подхода позволяет более глубоко рассматривать содержательные аспекты. Так, проводимые нами исследования показывают, что проектная деятельность позволяет учащемуся более успешно осуществить социально-психологический вход в профессию, чувствовать себя более комфортно в триаде учитель – ученик – родители; способствует повышению «ученического» фактора в организации учебной деятельности, укреплению физического и психического здоровья, формированию волевых качеств.
Основными условиями эффективности творческой проектной деятельности и проектного обучения школьников являются: посильность содержания творческих проектов учащимися данного возраста; результативности проектной деятельности, под которой понимается превращение идеи в материальную форму; непрерывность творческого процесса; учет и использование собственного творческого опыта и опыта других в дальнейшей деятельности; научная организация творческой деятельности.
Таким образом, как показало наше исследование средством личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся является проектное обучение.
Новое о педагогике:
Задачи, планирование работы с детьми,
оценка уровня навыков у детей
Изучив основы и сущность детской игры в младшем возрасте, поставим цель: обогатить игровой опыт каждого ребенка в возрасте 2-3 лет посредством обучающих занятий, игр. Задачи: Провести начальную диагностику, выявить уровень развития игровых ...
Влияние занятий различными видами спорта на совершенствование
профессионально важных качеств
Проанализировать эффективность видов спорта, тестов и упражнений из них для развития ПВК мы сделали при помощи анкетного опроса. В нем приняли участие преподаватели физического воспитания кафедры Коломенского института МГОУ и специалисты-р ...