Таблица Этапы и результаты процесса творчества учащихся
Этапы |
Результаты |
1. Обоснование, осознание и принятие идеи |
Осмысленная и принятая идея-задача |
2. Технологическая разработка идеи |
Доведение идеи до возможности ее практической реализации |
3.Практическая работа над идеей |
Практическая реализация идеи |
4. Апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи |
Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества |
К творческой деятельности учащихся надо готовить.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности "не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться".
Термин "проект" в переводе с латинского projectio означает бросание вперед.
Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.
Процесс создания проекта называется проектированием.
Предметная область проектирования постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.), начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем, организаций, трудовых, экологических, социальных, генетических, психолого-педагогических процессов и др.
В психологии под деятельностью понимается "специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования".
Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъективность. Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях труда схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах.
Субъективность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.
Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле "физиологии активности" (Н.А. Бернштейн), теории "функциональных систем" (П.К. Анохин) и представлений о системной организации высших корковых функций (А.Р. Лурия).
Деятельность осуществляется по схеме "субъект®объект", причем в качестве субъекта может выступать и личность и группа, а в качестве объекта - предметы (предметная деятельность) и другие субъекты (субъектная деятельность, т.е. общение).
По своей сущности деятельность - это высшая, свойственная только человеку форма активности.
Деятельность складывается из ряда действий. Различают практическую и теоретическую деятельность.
Можно выделить следующие виды деятельности школьников.
Таблица Виды деятельности школьников
Виды деятельности |
Сущность |
Игровая |
Воспроизведение и усвоение реальной действительности в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме путем исполнения различных ролей |
Познавательная |
Целенаправленное и организованное познание основ наук и окружающего мира |
Ценностно-ориентационная |
Формирование мотивов учения, учебных интересов, предметного сознания |
Преобразовательная |
Закрепление, углубление знаний, формирование практических умений |
Профессионально-трудовая |
Практическое применение знаний, умений и навыков, первоначальная профессиональная подготовка |
Коммуникативная |
Формирование убеждений и научного мировоззрения |
Учебная |
Общее развитие личности школьника |
Проектная |
Обучение, воспитание, развитие личности и адекватная самооценка общих и специальных способностей |
Новое о педагогике:
Игра как средство развития мелкой и артикуляционной моторики
у дошкольников с ОНР
Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать св ...
Минимальное дизартрическое расстройство - как стойкое нарушение
звукопроизношения в дошкольном возрасте
Минимальное дизартрическое расстройство (стертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны ре ...